Содержание
-
Методика преподаванияюриспруденции в высшей школе
Доцент кафедры гражданского права и процесса Ю.А. Кораблина
-
Правовая основа
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 N 464 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")»; Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 N 1763 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")»
-
Квалификационные модели
Закон «Об образовании» 1992г. СПЕЦИАЛИТЕТ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» БАКАЛАВРИАТ МАГИСТРАТУРА
-
Двухуровневая образовательная программа по направлению «Юриспруденция»:
Качественные характеристики личности выпускника Связь обучения с будущей трудовой деятельностью Современные образовательные технологии Практикоориентированный подход Модульное обучение Использование технических средств Ориентация на самостоятельную работу студента Дистанционное обучение (возможность применения) Бально-рейтинговая система
-
Основные образовательные программы
Программа бакалавриата Программы магистратуры
-
Юридические дисциплины:
Общетеоретические и исторические дисциплины (ТГП, ИППУ); Отраслевые дисциплины (гражданское право, уголовное право); Специальные дисциплины (криминология, криминалистика).
-
Виды занятий
Аудиторные Лекции Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) Аттестация Внеаудиторные Самостоятельная работа Консультирование Практика студентов
-
Лекция
Основа теоретической подготовки слушателей. Стимулирует активную познавательную деятельность обучаемых.
-
Функции лекции
познавательная; развивающая; воспитательная; организующая.
-
Структура лекции
Вводное слово; Основное содержание лекции; Ответы на вопросы; Краткие выводы, подводящие итог.
-
Семинарские занятия
Цель – закрепление материала лекций, изучение новых тем. Составление плана семинара. Задания для подготовки студентов. Структура: Вступительное слово Рассмотрение вопросов, решение задач Подведение итогов занятия
-
Формы занятий
Классические Интерактивные Активные
-
формы взаимодействия преподавателя и студентов
1. Пассивные методы 2. Активные методы 3. Интерактивные методы
-
Пассивный метод
-
Активный метод
-
Интерактивный метод
-
Задачи интерактивных форм обучения
• пробуждение у обучающихся интереса; • эффективное усвоение учебного материала; • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; • формирование у обучающихся мнения и отношения; • формирование жизненных и профессиональных навыков; • выход на уровень осознанной компетентности студента.
-
интерактивные формы занятий:
• Круглый стол (дискуссия, дебаты) • Мозговой штурм (мозговая атака) • Деловые и ролевые игры • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) • Мастер класс
-
Принципы работы на интерактивном занятии:
• занятие – не лекция, а общая работа. • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
-
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия 2. Вступление 3. Основная часть 4. Выводы (рефлексия)
-
Подготовка занятия
1) Участники занятия, выбор темы: • возраст участников, их интересы, будущая специальность. • временные рамки проведения занятия. • проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее. • заинтересованность группы в данном занятии.
-
2) Перечень необходимых условий: • должна быть четко определена цель занятия. • подготовлены раздаточные материалы. • обеспечено техническое оборудование. • обозначены участники. • определены основные вопросы, их последовательность. • подобраны практические примеры из жизни.
-
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия: • уточнение проблем, которые предстоит решить. • обозначение перспективы реализации полученных знаний. • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
-
4) Раздаточные материалы: • программа занятия. • раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»). • материал должен быть структурирован. • использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
-
Примерные правила работы в группе:
• быть активным. • уважать мнение участников. • быть доброжелательным. • быть пунктуальным, ответственным. • не перебивать. • быть открытым для взаимодействия. • быть заинтересованным. • стремиться найти истину. • придерживаться регламента. • креативность. • уважать правила работы в группе.
-
Основная часть
1. Выяснение позиций участников; 2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами; 3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа : 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)
-
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии
• что произвело на вас наибольшее впечатление? • что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? • есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия? • чем вы руководствовались в процессе принятия решения? • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы? • как вы оцениваете свои действия и действия группы? • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
-
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
• 20% услышанного; • 40% увиденного; • 60% увиденного + услышанного; • 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими
-
Этика преподавателя
преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению; преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
-
преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях; преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов; преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии. преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы; стимулировать исследовательскую работу;
-
заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению; не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы; обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше — всех; не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;
-
не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории; следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его. проанализировать и оценить проведенное занятие, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны. помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
-
принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов. в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение. добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы. показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы.
-
обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией; проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт; обеспечить быстроту реакции; способность лидировать;
-
умение вести диалог; иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий; уметь владеть собой; умение быть объективным.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.