Содержание
-
Педагогическая практика(лекция для аспирантов Первого МГМУ)
-
План
Теоретические основы педагогической практики Задание к зачету Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике Методические материалы по проведению педагогической практики (или как получить зачет)
-
I.Теоретические основы педагогической практики
-
Программы практики разработаны в соответствии : Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ; Трудовому кодексу Российской Федерации; Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлениям подготовки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденному приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 902
-
Педагогическая практика (дисциплина).
Цель освоения дисциплины: знакомство аспирантов с принципами организации учебного процесса в вузе и на кафедрах, особенностями преподавания медицинских дисциплин, овладение видами вузовской педагогической деятельности на уровне квалифицированного преподавателя, подготовка аспирантов к осуществлению образовательного процесса в высших учебных заведениях.
-
Цели педагогической практики:
углубление и приобретение, а затем демонстрация… .
-
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных аспирантами в процессе обучения; овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм учебной работы; формирование профессиональных педагогических умений и навыков.
-
В результате педагогической практики аспирант должен знать:
сущность общепедагогических методов и форм обучения и воспитания; особенности педагогических технологий и механизм их реализации в конкретном вузе; виды учебной работы, используемые в высших учебных заведениях, в том числе – виды учебной работы кафедры; цели и задачи учебной дисциплины, по которой проводились занятия в ходе практики; методические приемы, применяемые при проведении конкретного вида учебной работы.
-
В результате педагогической практики аспирант должен уметь:
создавать и развивать отношения со студентами, способствующие успешной педагогической деятельности; проектировать педагогическую деятельность; доходчиво доносить до студентов содержание тем изучаемой учебной дисциплины; организовать работу группы студентов при проведении семинарских занятий; осуществлять организацию самостоятельной работы студентов и контролировать ее результаты..
-
В результате педагогической практики аспирант должен владеть:
основными методическими приемами организации разных видов учебной работы; инструментарием анализа правовых проблем; учебным материалом и содержанием преподаваемой дисциплины; методами организации самостоятельной работы студентов.
-
-
Место педагогической практики в структуре образовательной программы
Педагогическая практика относится к вариативной части блока «Практика» программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
-
Дисциплины на которых базируется педагогическая практика:
специальные дисциплины, «Педагогика высшей школы», «История и философия науки», «Современные IT-технологии в здравоохранении» и др. «Педагогическая практика» заканчивается аттестацией в форме зачета.
-
«Люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентными в нем и много знать об этой конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как они этому научились, и еще меньше - о том, как научить этому кого-то другого» Richard Wayne Bandler
-
Компетенции аспиранта, формируемые педагогической практикой
-
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
-
ОПК-1 владение методологией исследования… ОПК-2 владением культурой научного исследования… ОПК-3 способностью интерпретировать результаты … ОПК-4 готовность организовать работу исследовательского коллектива … ОПК-5 способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс … ОПК-6 способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии…
-
II. Задание к зачету
Учебный проект «ЛЕКЦИЯ» (структура и критерий оценивания)
-
ПРОЕКТ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЗАНЯТИИИ (ЗАЧЁТЕ)
Проект представляется в 3-х документах: краткий план-конспект содержания лекции с необходимыми, по мнению автора, пояснениями, ремарками и пр., с приложением иллюстративного материала; распечатка презентации; комментарии к распечатке презентации.
-
Компоненты и критерии оценивания
-
-
«Страхи»
Опрос 300 начинающих преподавателей с целью изучения степени тревожности, которую они испытывают перед лекцией, показал следующее: на первое место (257 человек) поставлено беспокойство о том, что подготовленного к занятиям материала не хватит для заполнения отведенных двух часов; на втором месте (113 человек ) - опасение совершить ошибку при изложении материала. Это влечет за собой стремление прочесть на одном занятии все, что молодой преподаватель знает по излагаемой проблеме.
-
1)Тема занятия
Тема занятия должна соответствовать учебно-тематическому плану, указанному в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля)
-
2) Цель занятия
Цель занятиянеобходимо формулировать четко, отражая ожидаемый конечный результат занятия. Цель должна содержать краткие наименования основных учебных элементов темы с указанием уровня их усвоения и соответствовать целям дисциплины (модуля) представленным в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля).
-
Основные уровни усвоения:
-
1 уровень
Первый уровень – возможность воспроизвести знания (информацию об изучаемом объекте) по памяти. Цели первого уровня можно представить в виде: «знать» + «что?» и сформулировать как «знать»:
-
-
2 и 3 уровни
Цели второго и третьего уровня «уметь» и «владеть» можно сформулировать в виде: «деятельность, задаваемая глаголом» + «предмет, на который направлена эта деятельность»
-
Примеры формулирования целей уровня 2 и 3
«Иметь представление о возбудителях, вызывающих острые кишечные инфекции; знать принципы и методы лабораторной диагностики данных заболеваний».
-
«Знать фазовую структуру сердечного цикла, механизмы формирования тонов сердца в норме и изменений основных характеристик тонов при патологии; уметь проводить аускультацию сердца».
-
«Уметь распознавать заболевания печени и желчевыводящих путей с помощью расспроса, общего осмотра и объективного исследования»
-
3) Формируемые компетенции
Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание занятия. Формулировка компетенций должна совпадать с указанной в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля)
-
4) Образовательные технологии
Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
-
5) Оснащение занятия.
Указывается материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение занятия (перечень фантомов, муляжей, других наглядных пособий, наличие доступа к сети Интернет, литературы и др.).
-
6) Время занятия.
Указывается продолжительность занятия, описание и хронометраж этапов занятия.
-
7) Оценочные средства
Оценочные средства для текущего и рубежного контроля, используемые в учебном процессе, должны соответствовать указанным в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины. Все задания, выносимые на контроль, должны иметь эталоны ответа.
-
III. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике
-
Используемые методы активизации образовательной деятельности
1)методы IT с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации
-
работа в команде – совместная деятельность в группе под руководством лидера
-
case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в области профессиональной деятельности
-
игра – ролевая имитация реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов
-
проблемное обучение – стимулирование к самостоятельной «добыче» знаний,
-
контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением
-
обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения
-
индивидуальное обучение междисциплинарное обучение – опережающая самостоятельная работа
-
IV. Методические материалы по проведению педагогической практики
-
План наблюдения и анализа занятия.
Дисциплина___________________________________________ Факультет, группа _____________________________________________________ Тема занятия ________________________________________________ Тип занятия __________________________________________________ Вид занятия __________________________________________________ Психологический аспект организации занятия : - восприятие обучающимися целей и задач занятия _________________ - мотивация на предстоящую деятельность ______________ - концентрация внимания обучающихся на предстоящую деятельность _____________________________________ - создание на занятия условий, облегчающих запоминание ____________ - организованность обучающихся _____________________________________ - наличие четкого ритма занятия __________________________________ - логическая завершенность занятия ______________________________
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся: - использование методов проблемного обучения на занятии _____________ - степень обобщенности проблемных ситуаций ______________________ - приемы поддержания и развития внимания обучающихся ________________ - приемы развития памяти обучающихся _______________________________ - средства развития творческого воображения обучающихся ______________ - развитие профессионального мышления обучающихся __________________ Психологическая характеристика учебной деятельности: - интерес обучающихся к занятию_______________ - проявление эрудиции ___________________________________________ - степень активности и самостоятельности __________________________ - сосредоточенность _____________________________________________ - понимание учебного материала, степень осознанности выполнения учебных заданий ________________________________________________ - участие обучающихся в коллективных формах учебной деятельности _______________________________________________________________ - положительное отношение обучающихся друг к другу _________________ - положительное отношение обучающихся к преподавателю _____________
-
Психологическая характеристика деятельности преподавателя: - эрудиция преподавателя, разносторонность интереса ________________ - умение доступно излагать материал _______________________________ - умение заинтересовать изучаемой темой __________________________ - умение поддерживать дисциплину, требовательность________________ - тактичность и вежливость в общении _____________________________ - коммуникативность педагога ____________________________________ - объективность оценивания обучающихся _____________________________ Общая оценка занятия : - достижение целей обучения, развития, воспитания __________________
-
Задание на семинар 1(заполнить форму)
Правила техники безопасности Приводятся общие правила техники безопасности, указывается, что за несоблюдение правил техники безопасности студент отстраняется от занятия! ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №. ТЕМА «…………………………………..» Тема должна соответствовать учебно-тематическому плану, указанному в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля) Цель работы. Цельнеобходимо формулировать четко, отражая ожидаемый конечный результат занятия. Цель должна содержать краткие наименования основных учебных элементов темы и соответствовать целям дисциплины (модуля) представленным в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля) Формируемые компетенции. Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание занятия. Формулировка компетенций должна совпадать с указанной в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля).
-
Общее время занятия. Указывается продолжительность занятия в часах. Количество указанного времени должно соответствовать объему часов, указанному в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины (модуля) и общей трудоемкости дисциплины (модуля). План занятия. План занятия включает в себя описание и хронометраж этапов занятия. Содержание плана занятия определяется целью занятия и содержанием материала. В структуре лабораторного практикума традиционно выделяют следующие части (с указанием их примерного соотношения в % от общего времени занятия):
-
1. Организационная часть: а) проверка присутствующих, готовности обучающихся к занятию и т.п., б) сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия. Инструктаж по технике безопасности 2. Теоретическая часть(опорный конспект темы занятия объемом 1–2 стр.) 3. Экспериментальная часть
-
3.1 Приборы, реактивы, материалы(описание лабораторного оборудования, используемых программных комплексов, программного обеспечение и пр.) 3.2 Методика выполнения работы 3.3. Результаты работы(рекомендуемая форма представления полученных результатов – цифровая информация, рисунки, таблицы, графики и др. и их обработка – методика, формулы, примеры и пр.) 3.4. Выводы или отчет(требования к содержанию и оформлению) 4. Заключительная часть(отводится на подведение итогов и постановку задачи на следующее занятие). Контрольные вопросы по теме лабораторной работы Литература
-
-
Ссылка в облаке:
https://cloud.mail.ru/public/F4Z4/KAWEdexUD
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.