Содержание
-
Методика работы над предложением в начальных классах
Гнеушева Юлия 36 группа
-
Предложение -
это тот языковой фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и сочетаемости слов, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
-
Направления:
1. Формирование грамматического понятия «предложение». 2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений). 3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания)
-
Учащиеся усвоят сведения:
о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях; главных и второстепенных членах предложения (без деления на виды); связи между словами в предложении.
-
В I классе учащиеся должны УМЕТЬ: выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы. Во II классе школьники: знают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); Умеют выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.
-
В III классе школьники должны УМЕТЬ различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления. В IV классе - различать и сравнивать простые и сложные предложения.
-
Особенности предложения:
предложение выражает мысль для него характерна интонация завершенности. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. В начальных классах второстепенные члены не дифференцируются, раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены чаще берут на себя смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют уточняющую функцию.
-
Важные синтаксические и речевые умения:
Умение устанавливать связь слов в предложении Умение выделять словосочетание в составе предложения
-
Упражнения:
Работа над интонацией предложения; Вычленение предложений из потока речи; Распространение предложения: Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха; Восстановление деформированного предложения: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких; Редактирование предложений; Анализ предложения и составление его схемы; Составление предложения по данной схеме; Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.
-
Методика проведения упражнений
1. Работа над интонацией предложения направлена на формирование интонационных умений и пунктуационных навыков. Постоянное внимание уделяется учителем правильному интонированию предложений. тренировочные упражнения в прочитывании предложения с различными интонациями и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. запись под диктовку предложений различной интонации. интонационный рисунок «Брат живет в Москве»: - повествовательное; - вопросительное (в одном случае вопрос может заключаться в слове в Москве, в другом - в слове живет); - восклицательное (в одном случае самый высокий тон приходится на слово в Москве, в другом - на слово живет).
-
2. Вычленение предложений из потока речи - это упражнение, позволяющее работать над основными признаками данной синтаксической единицы, и прежде всего над интонацией. Умение вычленить из речевого потока его элементы - законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения) - лежит в основе умения строить логически правильную речь. графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. списывание текстов, в которых не обозначены границы между предложениями (т.е. отсутствуют прописные буквы и знаки препинания). Списывание сопровождается произнесением текста с соответствующим интонированием.
-
3. Распространение предложений на первых порах полезно проводить с указанием того, какой член предложения следует распространить. Например, дается предложение: «Спеют помидоры». Выделяются подлежащее и сказуемое. Затем ставятся вопросы: Какое слово нужно добавить в предложение, чтобы стало понятно, где спеют помидоры? От какого слова оно будет зависеть? Каким членом предложения оно будет? Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какие помидоры спеют? 4. Восстановление деформированных предложений подбор слов для основы предл, затем с помощью вопросов восстанавливаются остальные словосочетания: О ком говорится в предложении? Что о них говорится? Какие ... ? Где ... ? и т.д.
-
5. Редактирование предложений - восстановление правильных границ предложения или порядка его членов, а также завершение незаконченных фраз. замена повествовательной интонации на вопросительную или побудительную. 6. Синтаксический анализ - необходимый вид упражнения, способствующий развитию речи и мышления учащихся, выработке у них языкового чутья и формированию орфографических навыков у младших школьников. материал для синтаксического анализа надо отбирать, руководствуясь комплексом дидактических и лингвистических требований; работу над предложением не следует сводить только к основанному на морфологии разбору по членам предложения. Направления синтаксического анализа: формальном (разбор по членам предложения); семантическом (выделение компонентов предложения на основании их роли в реальной ситуации); коммуникативном (выделение в конкретном высказывании «данного» - о чем говорится? и «нового» - что говорится?)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.