Содержание
-
Методология и методы исследования
Лекция 2
-
Понятие методологии, метода и методики исследования Классификация общенаучных методов исследования Методы теоретического и эмпирического исследования
-
МЕТОДОЛОГИЯ (система принципов организации теоретической или практической деятельности в рамках данной науки) МЕТОД (путь исследования для достижения определенной цели) эксперимент тест наблюдение опрос МЕТОДИКА (конкретизация метода в форме инструкций, правил, последовательности действий) Лабораторный эксперимент Бланковый открытый тест Включенное наблюдение Структурированное интервью
-
«… методы исследования можно сравнить со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте» «….даже хромой, идущий по дороге, опередит того, кто изо всех сил бежит по бездорожью» Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.
-
«…изучить метод, которым пользовался ученый, сделавший выдающееся открытие, не менее важно, чем само это открытие» Пьер Лаплас (1749 — 1827) французский математик и астроном; один из создателей теории вероятностей.
-
Научные методы
Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания(метафизический и диалектический) общенаучные — исторический, логический и др. специфические — для каждой отрасли науки.Диалектика – метод познания действительности в ее противоречивости Метафизика – метод противоположен диалектике, рассматривает явления вне их взаимной связи и развития
-
-
-
Общенаучные методы: Анализ и синтез - наиболее элементарные и простые приемы познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления.
Анализ Синтез Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
-
Общенаучные методы: абстрагирование и обобщение
Абстрагирование Обобщение это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Например, такие понятия, как "клен", "липа", "береза" и т. д., являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к более общему понятию "лиственное дерево".
-
Общенаучные методы: индукция и дедукция
ИНДУКЦИЯ ДЕДУКЦИЯ Индукция - метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. ДЕДУКЦИЯ – метод исследования и способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
-
-
-
-
Общенаучные методы: аналогия и моделирование
Аналогия Моделирование Аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования. Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон. Модель всегда соответствует объекту - оригиналу - в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего нас объекта.
-
Фундаментальные исследования Прикладные исследования
-
Научное исследование
Научное исследование проводится на двух тесно взаимосвязанных уровнях: эмпирическом, в основе которого лежит процесс накопления новых фактов, их анализ, синтез и обобщение для получения эмпирических закономерностей, пригодных для практических целей; теоретическом, на котором производится синтез знаний, формулируются общие для конкретной области закономерности.
-
-
Научное исследование
Научное исследование проводится в определенной форме. На теоретическом уровне используются следующие формы исследования: формализация; принятие гипотезы; создание теории.
-
На эмпирическом уровне используют две формы исследования: наблюдение; эксперимент.
-
Научное наблюдение
Научное наблюдение представляет собой целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В науке, как правило, наблюдения имеют своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и поэтому они существенно зависят от этой цели. Результаты наблюдений требуют определенной интерпретации, которая осуществляется с помощью некоторой теории.
-
Структура научного наблюдения
Объект наблюдения Средства наблюдения Воспринимающий объект
-
Наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность; целенаправленность; активность; систематичность.
-
Эксперимент
Экспериментом называют метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиски и интерпретация данных наблюдения.
-
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА
Объект исследования Средство наблюдения Воспринимающий субъект исследования Средство управления Средство воздействия на объект исследования
-
Эксперимент
По цели: эксперименты, с помощью которых осуществляется эмпирическая проверка той или иной гипотезы или теории; поисковые эксперименты, служащие для сбора и уточнения некоторой догадки или предположения.
-
По методу и результатам исследования: качественные, которые служат для выявления действия различных факторов на изучаемый объект; количественные, которые служат для лучшего раскрытия качественной природы исследуемого явления,
-
а также: факторные эксперименты, служат для выявления существенных факторов; функциональные эксперименты, служат для установления зависимостей между действующими факторами.
-
определение целей эксперимента обоснование условий эксперимента Разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов) планирование эксперимента наблюдение, измерение, фиксирование свойств, отношений, связей, тенденций развития статистическая обработка результатов эксперимента контроль эксперимента предварительная классификация и сравнение статистических данных о результатах эксперимента; интерпретация (истолкование) результатов эксперимента Алгоритм проведения эксперимента:
-
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в "чистом виде"; эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
-
К эмпирическим методам исследования относятся также:
Измерение Сравнение Описание
-
Измерение
как метод - система фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для технических и биологических систем измерение связано с эталонами измерения, единицами измерения, мерами и приборами измерения. Для социальных систем процедуры измерения связаны е показателями - статистическими, отчетными и плановыми; единицами измерения. Измерение - более точное познавательное средство. Ценность измерения в том, что оно дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
-
Сравнение
Один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сущность этого метода состоит в установлении сходства или различия явлений в целом или в каких-либо признаках.
-
Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
-
Описание
специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность - в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, явление, процесс, предмет отражаются в целом как система. В процессе описания устанавливаются не только факты, но и зависимости между ними: последовательность, одновременность, причинность, взаимосвязь, взаимоисключение и другие.
-
Вопросы для самоконтроля:
Разграничьте понятия «методология», «метод» и «методика» исследования Какой ученый сравнивал методы исследования со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте ? Дайте классификацию основных общенаучных методов исследования. В чем различия фундаментальных и прикладных исследований? Какие методы исследований относятся к эмпирическим? В чем особенности теоретических иссдежований?
-
Рекомендуемая литература:
Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 г. Волков Б.С, Методология и методы психологического исследования, 2006 г. Кузин Ф.А. Диссертация Методика написания, правила оформления. М. 2007 Малхорта, Нэриш К. Маркетинговые исследования, М Вильяме. 2007 г. Орехов А.М «Методы экономических исследований», М. Инфра-М, 2006 г.
-
-
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.