Презентация на тему "Методологические основания науки"

Презентация: Методологические основания науки
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.1 Мб). Тема: "Методологические основания науки". Предмет: философия. 35 слайдов. Добавлена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методологические основания науки
    Слайд 1

    Методологические основания науки

  • Слайд 2

    2 Становление научного метода: субъект познания выбирает и использует тот или иной инструмент познания, устанавливая и фиксируя взаимосвязь познавательной цели и средств ее достижения.

  • Слайд 3

    3 Становление научного метода представляет собой процесс осознания познавательных действий, который совершается в сфере сознания и посредством сознания исследователя.

  • Слайд 4

    4 Методологическое знание - это знание о способах постижения объекта. «Субъект не просто знает нечто, он также знает способ, в силу которого он знает это нечто» (Крымский С.Б.)

  • Слайд 5

    5 Методология науки - это: 1) учение о способах, формах, процедурах, операциях, правилах познавательной деятельности, которое организует и направляет процесс познания на получение нового знания; 2) учение о закономерных, оптимальных связях между средствами научного познания и его результатами.

  • Слайд 6

    6 Методологические структуры научного познания восходят к общим моделям культурного освоения человеком реальности. Возникновение, становление и изменение этих моделей в сфере творчества, научного поиска тесно связаны с интуицией, бессознательным.

  • Слайд 7

    7 Методологические модели и структуры, проявляясь в виде неких бессознательных форм, представляют собой оттесненные в сферу памяти и познавательного автоматизма привычные и обыденные формы обретения знания.

  • Слайд 8

    8 Методология науки стремится выйти за рамки описания отдельных методологических процедур в попытке выяснить, как возможно само знание. Движение к истине бесконечно. Значит бесконечен процесс совершенствования методов обретения нового знания.

  • Слайд 9

    Проблема метода в истории философии

    9 Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых позволяет отличить ложное от истинного.

  • Слайд 10

    10 Большой вклад в осознание проблемы метода внес Гегель, разработав диалектический метод на идеалистической основе.

  • Слайд 11

    11 Значительное место проблемы методологии занимают в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом. Методология стала охватывать всю систему многообразных способов и приемов человеческой деятельности.

  • Слайд 12

    12 Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей был сформулирован представителями русской философии: Герцен и Чернышевский; Вл. Соловьев; П. Флоренский; Н. Бердяев.

  • Слайд 13

    Классификация методов

    13 Метод - (от греч. мethodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

  • Слайд 14

    14 В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы: формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения, качественные и количественные, оригинальные и производные и т.п.

  • Слайд 15

    15 1. Философские методы 2. Общенаучные подходы и методы исследования: эмпирические методы исследования; теоретические методы познания; общелогические методы и приемы исследования 3. Частнонаучные методы 4. Дисциплинарные методы 5. Методы междисциплинарного исследования

  • Слайд 16

    16 1.Философский уровень: 1)возникают и выделяются глобальные теоретические системы; 2)описываются те методологические системы, которые задают научному мышлению необходимые требования, налагают пределы на процесс научного творчества; 3)реализуются функции философии: мировоззренческая, гносеологическая методологическая.

  • Слайд 17

    17 Реализация философских принципов в научном познании означает их переосмысление, углубление, развитие. Часто именно философский анализ проблемы имеет решающее значение в судьбе исследования.

  • Слайд 18

    18 2. Общенаучные подходы, методы и принципы познания обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Три уровня: эмпирические методы исследования; теоретические методы познания; общелогические методы и приемы исследования

  • Слайд 19

    Эмпирические методы исследования

    19 а) Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В акте наблюдения можно выделить: 1) объект и субъект наблюдения; 2) средства; 3) условия наблюдения; 4) систему знания.

  • Слайд 20

    20 Требование интерсубъективности: наблюдение должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель с одинаковым результатом. Наблюдения разделяются на непосредственные и косвенные.

  • Слайд 21

    21 б) Измерение - процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. С помощью количественных понятий приписываются определенные числа степеням интенсивности интересующего нас свойства у предметов.

  • Слайд 22

    22 в) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

  • Слайд 23

    23 В эксперименте можно выделить: 1) цель эксперимента; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект

  • Слайд 24

    24 Эксперименты могут быть «поисковыми» или «проверочными». Эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией. Мысленныйэксперимент, т.е. мысленное представление операций с мысленно представимыми объектами.

  • Слайд 25

    Теоретические методы

    25 а) Формализация б) Аксиоматический метод в) Гипотетико-дедуктивный метод г) Восхождение от абстрактного к конкретному.

  • Слайд 26

    26 Гипотетико-дедуктивный метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утвержения об эмпирических фактах. Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов. Истинная гипотеза может не только давать объяснение известным данным, но и направлять исследование открытие новых явлений.

  • Слайд 27

    27 Метод «восхождение от абстрактного к конкретному» - этодвижении мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

  • Слайд 28

    Общелогические методы

    28 а) Анализ и синтез б) Индукция и дедукция в) Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением свойств, интересующих исследователя.

  • Слайд 29

    29 г) Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, условий, ситуаций принципиально не осуществимых в действительности. Идеализация включает абстракцию, но не ограничивается ею.

  • Слайд 30

    30 д) Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. е) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.

  • Слайд 31

    Общелогические методы

    31 ж) Системный метод - совокупность общенаучных принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Общенаучные методы опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

  • Слайд 32

    Классификация методов

    32 3. Частнонаучные методы -совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

  • Слайд 33

    33 4. Дисциплинарные методы т.е. система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки. Научная дисциплина выступает в качестве основной формы организации научного знания, т.к. является отражением процессов углубления и специализации научного знания.

  • Слайд 34

    34 5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), на стыке научных дисциплин. Эти методы связаны с выходом ученых за пределы своего узко профессионального горизонта.

  • Слайд 35

    Методологические основания науки

    35 Современная методология науки органично вплетается в исследовательский процесс, становясь одним из аспектов познавательной деятельности. Представляя многоуровневый комплекс различных методик и методов, она функционирует как целостный организм лишь при последовательном развитии науки как целостной системы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке