Содержание
-
Методология и методы психолого-педагогического исследования
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогическогоисследования. – М., 2001. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
-
Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология — это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования.
-
В современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования— его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.
-
Методология педагогики
чаще всего трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности.
-
С этих позиций методология педагогики рассматривается как философия образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории.
-
Методология педагогики наряду со сказанным выполняет идругие функции:
она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М. А. Данилов); направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П. В. Коппин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М. Н. Скаткин); помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф. Ф. Королев); обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В. Е. Гмурман); создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М. Н. Скаткин).
-
Таким образом, обобщая
Методология педагогики — это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
-
По определению В. В. Краевского
«методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы»
-
Таким образом, можно выделить 2 функции методологии педагогики:
дескриптивную, т. е. описательную, предполагающую также и формирование теоретического описания объекта; прескриптивную — нормативную, создающую ориентиры для работы педагога-исследователя. Эти функции определяют и разделение оснований методологии педагогики на две группы —теоретические и нормативные.
-
Уровни методологии педагогики
3. Частная методология педагогики(методы и методики исследова- ния педагогических явлений) 2. Специальная методология педагогики (методологические принципы) 1. Общая методология педагогики
-
Методологические принципы психолого-педагогического исследования
Общенаучные принципы: принцип объективности; генетический принцип; принцип концептуального единства исследования; принцип единства теории и практики; принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; принцип всесторонности.
-
Методологические требованияк проведению психолого-педагогических исследований:
исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями, без приукрашивания и очернения; не описывать явления, а критически анализировать их; оперативно реагировать на новое в теории и практике психологии и педагогики; усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций; обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления; соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологического или педагогического эксперимента.
-
Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики
В сфере педагогической деятельности сегодня выделяют следующие формы отражения: отражение педагогической действительности в стихийно-эмпирическом процессе познания; художественно-образное отражение педагогической действительности; отражение педагогической действительности в научном познании.
-
Деятельность в сфере науки — научное исследование —
особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
-
Основными признаками научного процесса познания выступают:
характер целеполагания; выделение специального объекта исследования; применение специальных средств познания; однозначность терминов. Таким образом, научные исследования в области педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.
-
Типология научных психолого-педагогических исследований
I. По характеру и содержанию исследования фундаментальные прикладные разработки
-
Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Главным критерием фундаментального исследования в области педагогики служит решение перспективной задачи: подготовить развитие науки в течение ближайших 10-15 и более лет, а также сделать теоретические выводы, которые внесут серьезные изменения в логику развития самой науки.
-
Основными признаками прикладных психолого-педагогических исследований являются:
приближенность их к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность в проведении и внедрении результатов и др. Решая оперативные задачи педагогики, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований.
-
Отличительные черты разработок:
целевая направленность конкретность определенность сравнительно небольшой объем К разработкам в педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания, инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт.
-
Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования
Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование— это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез — предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.
-
Этапы подготовки и проведения эксперимента:
1. Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования. 2. Подбор и анализ литературы. 3. Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования. 4. Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик. 5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента. 6. Проведение эксперимента. 7. Обработка и анализ результатов эксперимента. 8. Формулировка выводов и практических рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.
-
Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования
проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения.
-
Проблема и тема исследования
По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы. Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Мы будем использовать это понятие в его втором значении. В этом смысле проблема — переход от известного к неизвестному.
-
Иными словами, проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что необходимо установить. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.
-
Сущность проблемы
— это противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы.
-
Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить по крайней мере две процедуры:
а) определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу; б) установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть и необходимо их только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема.
-
Для решения значительных практических задач часто необходима разработка целого комплекса теоретических и прикладных проблем, и наоборот, разрешение крупной научной проблемы обычно позволяет решить не одну, а целый ряд практических задач. Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.
-
Актуальность исследования
Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос:почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
-
Объект, предмет и гипотеза исследования
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование.
-
Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс, некоторое явление, которое существует
независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Не корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.
-
Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию:
в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.
-
Предмет исследования
— это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.
-
формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пустьприблизи-тельную, гипотетическую концепцию изучаемого.
-
Гипотеза — это утверждение предположительного характера,
научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
-
По структуре гипотезы можно разделить напростые исложные.
1. Простые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные - кратко резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, объяснительные - раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т. е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. 2. Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.
-
Структура психолого-педагогической гипотезы может бытьтрехсоставной,
т. е. включать: утверждение; предположение; научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых...; во-вторых...; в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становитсядвусоставной:это будет эффективным, если, во-первых...; во-вторых...; в-третьих...
-
Не все суждения вероятностного или предположительного типа являются научными гипотезами и могут быть экспериментально проверены (доказаны). Ими, например, не могут выступать утверждения, справедливость которых очевидна без доказательства, или суждения, которые на данном этапе развития науки ни доказать, ни опровергнуть практически невозможно.
-
Гипотезабудет научно состоятельной, если отвечает следующимтребованиям:
Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.
-
Цели и задачи исследования
Уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат исследования, его цель. Цель является результатом предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности.
-
Итак, цель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
-
Обязательно должны быть выделены три группы задач:
историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; теоретико-моделирующая— связанас раскрыти-ем структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; практически-преобразовательная — связанас разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
-
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость
На стадии завершения исследования необходимо подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.