Презентация на тему "Методология и методы психолого-педагогического исследования"

Презентация: Методология и методы психолого-педагогического исследования
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Методология и методы психолого-педагогического исследования", состоящую из 42 слайдов. Размер файла 0.15 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методология и методы психолого-педагогического исследования
    Слайд 1

    Методология и методы психолого-педагогического исследования

    Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогическогоисследования. – М., 2001. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

  • Слайд 2

    Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология — это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования.

  • Слайд 3

    В современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования— его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

  • Слайд 4

    Методология педагогики

    чаще всего трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности.

  • Слайд 5

    С этих позиций методология педагогики рассматривается как философия образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории.

  • Слайд 6

    Методология педагогики наряду со сказанным выполняет идругие функции:

    она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М. А. Данилов); направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П. В. Коппин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М. Н. Скаткин); помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф. Ф. Королев); обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В. Е. Гмурман); создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М. Н. Скаткин).

  • Слайд 7

    Таким образом, обобщая

    Методология педагогики — это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

  • Слайд 8

    По определению В. В. Краевского

    «методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы»

  • Слайд 9

    Таким образом, можно выделить 2 функции методологии педагогики:

    дескриптивную, т. е. описательную, предполагающую также и формирование теоретического описания объекта; прескриптивную — нормативную, создающую ориентиры для работы педагога-исследователя. Эти функции определяют и разделение оснований методологии педагогики на две группы —теоретические и нормативные.

  • Слайд 10

    Уровни методологии педагогики

    3. Частная методология педагогики(методы и методики исследова- ния педагогических явлений) 2. Специальная методология педагогики (методологические принципы) 1. Общая методология педагогики

  • Слайд 11

    Методологические принципы психолого-педагогического исследования

    Общенаучные принципы: принцип объективности; генетический принцип; принцип концептуального единства исследования; принцип единства теории и практики; принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; принцип всесторонности.

  • Слайд 12

    Методологические требованияк проведению психолого-педагогических исследований:

    исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями, без приукрашивания и очернения; не описывать явления, а критически анализировать их; оперативно реагировать на новое в теории и практике психологии и педагогики; усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций; обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления; соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологического или педагогического эксперимента.

  • Слайд 13

    Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики

    В сфере педагогической деятельности сегодня выделяют следующие формы отражения: отражение педагогической действительности в стихийно-эмпирическом процессе познания; художественно-образное отражение педагогической действительности; отражение педагогической действительности в научном познании.

  • Слайд 14

    Деятельность в сфере науки — научное исследование —

    особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

  • Слайд 15

    Основными признаками научного процесса познания выступают:

    характер целеполагания; выделение специального объекта исследования; применение специальных средств познания; однозначность терминов. Таким образом, научные исследования в области педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.

  • Слайд 16

    Типология научных психолого-педагогических исследований

    I. По характеру и содержанию исследования фундаментальные прикладные разработки

  • Слайд 17

    Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Главным критерием фундаментального исследования в области педагогики служит решение перспективной задачи: подготовить развитие науки в течение ближайших 10-15 и более лет, а также сделать теоретические выводы, которые внесут серьезные изменения в логику развития самой науки.

  • Слайд 18

    Основными признаками прикладных психолого-педагогических исследований являются:

    приближенность их к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность в проведении и внедрении результатов и др. Решая оперативные задачи педагогики, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований.

  • Слайд 19

    Отличительные черты разработок:

    целевая направленность конкретность определенность сравнительно небольшой объем К разработкам в педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания, инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт.

  • Слайд 20

    Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования

    Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование— это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез — предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.

  • Слайд 21

    Этапы подготовки и проведения эксперимента:

    1. Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования. 2. Подбор и анализ литературы. 3. Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования. 4. Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик. 5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента. 6. Проведение эксперимента. 7. Обработка и анализ результатов эксперимента. 8. Формулировка выводов и практических рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

  • Слайд 22

    Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования

    проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения.

  • Слайд 23

    Проблема и тема исследования

    По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы. Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Мы будем использовать это понятие в его втором значении. В этом смысле проблема — переход от известного к неизвестному.

  • Слайд 24

    Иными словами, проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что необходимо установить. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

  • Слайд 25

    Сущность проблемы

    — это противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы.

  • Слайд 26

    Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить по крайней мере две процедуры:

    а) определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу; б) установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть и необходимо их только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема.

  • Слайд 27

    Для решения значительных практических задач часто необходима разработка целого комплекса теоретических и прикладных проблем, и наоборот, разрешение крупной научной проблемы обычно позволяет решить не одну, а целый ряд практических задач. Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

  • Слайд 28

    Актуальность исследования

    Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос:почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

  • Слайд 29

    Объект, предмет и гипотеза исследования

    Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование.

  • Слайд 30

    Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс, некоторое явление, которое существует

    независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Не корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

  • Слайд 31

    Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию:

    в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.

  • Слайд 32

    Предмет исследования

    — это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.

  • Слайд 33

    формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пустьприблизи-тельную, гипотетическую концепцию изучаемого.

  • Слайд 34

    Гипотеза — это утверждение предположительного характера,

    научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.

  • Слайд 35

    По структуре гипотезы можно разделить напростые исложные.

    1. Простые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные - кратко резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, объяснительные - раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т. е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. 2. Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.

  • Слайд 36

    Структура психолого-педагогической гипотезы может бытьтрехсоставной,

    т. е. включать: утверждение; предположение; научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых...; во-вторых...; в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становитсядвусоставной:это будет эффективным, если, во-первых...; во-вторых...; в-третьих...

  • Слайд 37

    Не все суждения вероятностного или предположительного типа являются научными гипотезами и могут быть экспериментально проверены (доказаны). Ими, например, не могут выступать утверждения, справедливость которых очевидна без доказательства, или суждения, которые на данном этапе развития науки ни доказать, ни опровергнуть практически невозможно.

  • Слайд 38

    Гипотезабудет научно состоятельной, если отвечает следующимтребованиям:

    Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.

  • Слайд 39

    Цели и задачи исследования

    Уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат исследования, его цель. Цель является результатом предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности.

  • Слайд 40

    Итак, цель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

    Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

  • Слайд 41

    Обязательно должны быть выделены три группы задач:

    историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; теоретико-моделирующая— связанас раскрыти-ем структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; практически-преобразовательная — связанас разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

  • Слайд 42

    Научная новизна, теоретическая и практическая значимость

    На стадии завершения исследования необходимо подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке