Презентация на тему "Методы и организация процесса проведения научного исследования в педагогике"

Презентация: Методы и организация процесса проведения научного исследования в педагогике
Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Методы и организация процесса проведения научного исследования в педагогике" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 9 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Методы и организация процесса проведения научного исследования в педагогике
    Слайд 1

    Раздел 2. Методы и организация процесса проведения научного исследования в педагогикеОпорные схемы Лекция 5. Методика описания методологического аппарата научного исследования

    Вопрос2. Характеристика этапа написания диссертации   .

  • Слайд 2

    11. Определение сферы применения найденного решения 10. Определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом 9. Проверка гипотезы 7. Построение плана исследования 6. Выдвижение гипотезы 5. Определение предмета исследования 4. Постановка проблемы 3. Изучение известного об объекте изучения 2. Установление объекта изучения Содержание работ Диссертационного исследования Изучения явления 8. Осуществление плана, корректируемого по ходу исследования 1. Составление программы 2. Определение конкретного объекта изучения 3. Разработка методики анализа явления 4. Пробное исследование 5. Доработка программы и методики 6. Сбор первичной информации 7. Обработка данных (качественная и количественная) 9. Объяснение полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций Рис. 139. Содержание диссертационного исследования и изучения педагогических явлений 1. Определение целейисследования

  • Слайд 3

    Рис. 140. Логическая последовательность работы над диссертацией Определить объект и предмет исследования Формулирование темы Предварительное рассмотрение актуальности темы (определение теоретической и практической необходимости изучения темы и доказательство того, что это нужно сделать сейчас) Постановка цели и задач Логическая структура диссертации вырисовывается не сразу, представленные выше компоненты концепции необходимы для определения дальнейших шагов в исследовании. Но каждый компонент должен уточняться и совершенствоваться с развитием работы и исследователя Определение логической структуры изложения основной части диссертации Создание «макета» работы в форме плана, определение логической структуры изложения, определение количества глав взаимосвязанных параграфов внутри нее (учитывать, что членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы). Написание основной части диссертации(не менее 70% ее полного объема диссертации) Написание заключительной части диссертации (заключения), обязательным элементом которого являются выводы (выводы точно соотнести с целью, задачами, положениями, выносимыми на защиту) Завершение введения и представление в сжатой форме всех фундаментальных положений, обоснованию которых посвящена диссертация При наличии практических следствий диссертации – обоснование раздела «Практические рекомендации» Коррекция библиографического списка использованной литературы. При наличии вспомогательных материалов загромождают текст основной части диссертации – оформление приложении Формулирование гипотезы

  • Слайд 4

    В кандидатской диссертации может быть две, или три главы, в докторской - четыре или более. Каждая глава состоит не менее чем из двух параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему. Главы диссертации - это основные структурные единицы текста. Название каждой из них следует сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания. Глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. При построении плана следует постоянной сверяться с темой (с ключевыми словами) предметом, целью и задачами исследования. Заключение - небольшая по объему часть работы, имеет особую важность - здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты диссертации. Заключение - это не просто суммирование достигнутых результатов, а синтез, органично соединяющий эксплицитный и имплицитный уровни изложения, отдельные результаты по теме и совокупный итог работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные перспективы их научного развития. Каждый включенный в список литературный источник необходимо отразить в рукописи диссертации. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации, и которые не использовались, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты (такие издания следует привести в подстрочных ссылках) Не следует загромождать текст основной части диссертации вспомогательными или дополнительные материалы. Их следует отнести в приложении (: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. в виде текста, таблиц, графиков, карт и т.д.. Сверять компоненты диссертации друг с другом следует постоянно до завершения диссертационного исследования и публикации автореферата. Подбор литературы целесообразно осуществлять сразу для всей работы. Но не эффективно браться за написание всех глав и разделов одновременно. Рис. 141. Некоторые советы по построению диссертации

  • Слайд 5

    Варианты способов изложения содержания Изложение в виде развернутого доказательства сформулированной гипотезы (единичное доказательство гипотезы) Формулировка ряда задач и их разрешение От общих аксиоматических положений к анализу частных случаев Индуктивный, от эмпирических случаев и данных к теоретическим обобщениям случаев Описательный, когда показываются факты, которые строятся по принципу завершенности ее обсуждения. Хронологический, когда факты излагаются в определенной временной последовательности Язык и стиль изложения Влияние современного русского языка и академического этикета Принципы письменного общения членов научного сообщества между собой Формально-логическое изложение материала, построение в форме рассуждений и доказательств. Исчерпывающая доказательность выдвинутых положений, смысловая законченность, целостность и связность текста . Прагматическая направленность текста на конечный результат, слова –максимально точные и лишенные стилистических украшений (не принимаются художественные окраски, эпитеты, метафоры, слова, выражающие эмоции и др. ) Точное использование специальных терминов и понятий, устойчивых фразеологических оборотов Логическая целостность и связанность частей требует использования сложных предложений Стиль изложения научной работы – стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски !!! Принцип точности научной речи; Принцип ясности изложения; Принцип краткости изложения. Стиль изложения характеризуют не только культуру, но и уровень проникновения в суть проблемы, то есть степень научной квалификации соискателя!!! Рис. 142. Некоторые особенности построения текста диссертации

  • Слайд 6

    Структура методологического аппарата введения (разделы, компоненты) актуальность темы исследования; степень (состояние) научной разработанности проблемы; формулировка проблемы исследования; объект исследования; предмет исследования; цель исследования; гипотеза исследования; задачи исследования; методологические ориентиры исследования; теоретические основы исследования; методы исследования; этапы исследования; Введение диссертации Наиболее ответственная часть диссертации, содержащая в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена работа Первые шаги по написанию введения - перед началом исследования, но компоненты окончательное осмысливаются и пишутся после завершения диссертации (несмотря на то, что оно помещается в самом начале изложения результатов), Во введении обобщаются результаты всей поисковой деятельности исследователя, приводится в методологическую систему все элементы научного исследования!!! ВАК предъявляет определенные требования к структуре и оформлению методологического аппарата диссертации и сведениям, представленным в них Рис. 143. Структура введения диссертационной работы 13) основные положения, выносимые на защиту (или «На защиту выносятся»); 14) научная новизна; 15) теоретическая значимость исследования; 16) практическая значимость исследования; 17) достоверность и обоснованность результатов исследования; 18) апробация и внедрение результатов исследования; 19) структура диссертации.

  • Слайд 7

    Рис. 144. Содержание основных исходных компонентов понятий введения диссертационного исследования Актуальность Обоснование важности и необходимости решения проблемы для настоящего времени Противоречие Противоречие – несогласованность или несоответствие между противоположностями. Взаимодействие между взаимоисключающими, взаимообуславливающими и взаимопроникающими факторами, процессами, явлениями внутри одного объекта исследования или его состояний (см. рис. 108). В теории познания – то, что противостоит познающему субъекту (человеку) в его познавательной деятельности. То есть это то, на что направлена исследовательская деятельность (явления, события, процессы). (Объект исследования это «поле» научного поиска) Отношение внутри объекта, одно из его свойств, сторона которая подлежит изучению. (Предмет исследования это «точка на поле» научного поиска) Сквозные категории (см. рис. 110) Рабочая гипотеза Допущение, истина, которая еще не доказана, но вероятна. (Знание о незнании) Научно обоснованная догадка, вероятностного характера, относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений в физическом воспитании. Цельисследования То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи и др.) Объект исследования Предмет исследования Исходные для диссертационного исследования структурные компоненты введения Задачи исследования Частные цели в конкретных условиях проверки гипотезы

  • Слайд 8

    Методологические критерии качества диссертации: Критерий актуальности Критерий научной новизны Критерий теоретической значимости Преобразование известных ранее знаний, коренное их изменение; расширение, дополнение известных знаний, закономерностей, компонентов, процессов; уточнение, конкретизация известных знаний , распространение известных результатов на новый класс объектов, систем. Характеризует содержательную сторону результатов исследования: новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике [выделяют научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.)]. Определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана. Не следует совмещать под одной рубрикой разные критерии качества, в том числе положения научной новизны и теоретической значимости исследования. Теоретическая значимость дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, которые ранее отсутствовали в науке и получены исследователем в результате научного поиска, показать их теоретическую значимость для дальнейшего развития науки. Критерий практической значимости Определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику:а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;б) результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны психолого-педагогические указания, методические предписания;в) результаты не готовы к внедрению. Рис. 145. Критерии качества диссертационного исследования Критерий достоверности результатов Оценка соответствия теоретической модели исследования объекту исследования, реальности

  • Слайд 9

    Методологические критерии содержания диссертации: Методологические основания (основы) исследования Обозначаются те философские концепции, теории и положения, которые легли в основу исследования, ведущие идеи, положения материалистической диалектики, гносеологии. В качестве методологических ориентиров могут быть обозначены концепции, теории, идеи, постулаты, конкретной науки или научной проблемы, методологические подходы. Теоретические основы исследования Разработанные в исследуемой отрасли науки фундаментальные теории, концепции, идеи (к примеру, концепция проектирования педагогических систем, концепция личностноориентированного образования, теории личности (в психологии), концепция биосоциальной природы и социальной сущности человека, теория творчества, культурологическая концепция содержания образования и др). Защищаемые положения («На защиту выносятся» или «Положения, выносимые на защиту»). На защиту выносятся положения, являющиеся показателями качества исследовательской работы и представляющие собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит что-то спорное, не очевидное, что нуждается в защите. Положения содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах вида педагогической деятельности, критериях, требованиях, границах, функциях и т. п., которые определяют научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, которые ранее не были известны (формулировать кратко, логично, лаконично, с элементами доказательности, обоснованности и достоверности). «На защиту выносятся» - предполагает указание назывными предложениями того, что исследователь в результате исследования достиг «Положения, выносимые на защиту» - сформулировать эти положения, кратко раскрывая сущность содержания каждого положение всегда связано с определенным пояснением, объяснением, суждениями, умозаключениями Особенно важно обратить внимание на связь результатов исследования с такими его компонентами как цель, задачи, гипотеза научная новизна, теоретическая значимость и положения, выносимые на защиту Рис. 146. Характеристика методологических критериев содержания диссертации

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке