Содержание
-
Методы диагностики раннего детского аутизма. Этапы диагностики
-
ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ:
1. Определение РДА 2. Методы диагностики РДА 3. Этапы диагностики 4. Используемые источники
-
РДА
Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
-
Методы диагностики РДА
Основной метод диагностики раннего детского аутизма - динамическое наблюдение за поведением, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса близких людей. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, физическое, неврологическое и другие обследования.
-
Наблюдение за поведением ребенка
Наблюдение поведения ребенка - самый важный источник информации. Поскольку поведение ребенка с аутизмом очень изменяется в зависимости от ситуации и места, за ним нужно наблюдать как в специально организованной, так и в обычной повседневной среде. Для детей нужно создавать, по возможности, непринужденные игровые и учебные ситуации.
-
К организации непосредственного наблюдения за ребенком с ранним детским аутизмом предъявляется ряд требований:
присутствие родителей; ясный порядок и структура действий; ограниченный спектр средовых раздражителей; использование знакомого материала; применение материалов с высоким побуждающим характером; предупреждение опасностей; ясная и однозначная коммуникация, при необходимости с использованием дополнительных коммуникативных средств (предметы, фотографии или рисунки, пиктограммы, жесты); применение материальных усилителей в зависимости от потребностей (любимые еда, питье, предмет).
-
ОПРОС БЛИЗКИХ
В ходе опроса близких людей собирается информация по следующим областям: наличие аутистической симптоматики в поведении ребенка в различных жизненных ситуациях; история развития и медицинский анамнез, функциональный уровень ребенка; проблемы со здоровьем в семье; семейная ситуация, социальные данные и предыдущий опыт, связанный с диагностикой и оказанием медицинской и психолого-педагогической помощи.
-
ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ РДА
Диагностика раннего детского аутизма включает три этапа. 1 этап – скрининг 2 этап - дифференциальная диагностика 3 этап - диагностика развития
-
Первый этап - скрининг
Выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации. Скрининг - быстрый сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике и оказании необходимой коррекционной помощи.
-
Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педагоги, врачи-педиатры и сами родители. Перечислим основные индикаторы раннего детского аутизма, наблюдение которых требует дальнейшей углубленной диагностики ребенка
-
Индикаторы аутизма в раннем возрасте:
• отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев; • отсутствие фразы из двух слов в 2 года; • отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев; • потеря речевых или социальных способностей.
-
Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:
• отсутствие речи или задержка ее развития; • особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический; • трудности в имитации действий; • выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры; • отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста; • необычная реакция на сенсорные раздражители; • любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
-
Индикаторы аутизма в школьном возрасте:
• отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками; • большой интерес к неодушевленным предметам; • отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости; • наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях; • неспособность поддерживать диалог; • увлеченность одной темой; • выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией; • сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике; • любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
-
В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий: CHAT - Шкала для раннего распознавания аутизма, STAT - Скрининговый тест аутизма, ADI-R - Диагностическое интервью для родителей.
Например, СНАТ - короткий скрининговый инструментарий, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев. Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения: социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения).
-
Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей. Положительный результат скрининга должен сопровождаться углубленным дифференцированным обследованием.
-
Второй этап
Собственно дифференциальная диагностика, т.е. углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр.
-
За рубежом в качестве основного инструментария дифференциальной диагностики аутизма используются ADOS Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений, CARS - Рейтинговая шкала детского аутизма. К примеру, CARS - стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях (взаимоотношения с людьми, имитация, эмоциональные реакции, коммуникация, перцепция, тревожные реакции и страхи и др.).
-
И, наконец, третий этап - диагностика развития: выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности должны приниматься во внимание при организации и проведении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Диагностику развития ребенка с ранним детским аутизмом осуществляет учитель-дефектолог. С этой целью за рубежом используется стандартизированный тест PEP-R - Профиль развития и поведения ребенка. PEP-R состоит из двух шкал: развития и поведения. В частности, по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).
-
Используемые источники 1. Статья Инна Миненкова (Беларусь) Сенсорный мир аутиста/Виды опросников, благодаря которым можно поставить диагноз аутизм/Методы диагностики раннего детского аутизма.
-
Презентацию подготовила Шингарева Полина32 гр. ПФ ВГУ 26.11.2015. Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.