Содержание
-
Методы исследованияАНКЕТИРОВАНИЕ
Презентацию подготовила Стрелкова Ирина 3БСО-ЛГП
-
Из истории метода
Первые анкеты известны человечеству с конца 19 века, когда они использовались в области клинической психологии. Наиболее ярким представителем использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчётам опрашиваемых. Результаты проведённого анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874г.)
-
Терминология
Анкетирование- методический приём получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков (анкет). «Анкета» (произошло от французского «список вопросов»)- это письменный опрос, проводимый по определённому плану.
-
Достоинства метода
Высокая оперативность получения информации. Возможность организации массовых обследованийи сбора большого объёма данных. Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. Отсутствие у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.
-
Недостатки метода
Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов Влияние вопросов на ответы Пристрастность респондентов Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут.
-
Требования к формулировке вопросов
Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Вопрос требует конкретного ответа Отсутствие двусмысленности вопроса Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Метод «воронки» Создание доверительной обстановки Учёт возраста и профессии опрашиваемых Отсутствие нетактичные вопросы
-
Композиция анкеты
Название. Вступление- обращение к респонденту, в котором излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности информации. Инструкция по заполнению бланка. Вопросы анкеты. Благодарность за сотрудничество.
-
Этапы подготовки анкеты
Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. Пилотажное анкетирование (пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии пилотажное исследование применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.). Анализ его результатов. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. Анкетирование. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.
-
Классификация вопросов анкеты
в зависимости от формы ответа Контактные Закрытые Открытые Полузакрытые Иллюстрированные по содержанию О личности респондента О фактах сознания О фактах поведения по функции Информационные Вопросы – фильтры Контрольные по способу формулирования Прямые Косвенные
-
Благодарю за внимание!
-
Литература
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. – Самара:Бахрах-М, 2003, 272с. Жуков, Ю.М. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов/Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатови др. - М.: Аспект Пресс, 2004, 256 с.
-
Метод «воронки»
Очень редко процесс заполнения анкеты представляет для опрашиваемых лиц особую пользу, поэтому первые вопросы составляют максимально лёгкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. От простых вопросов к более сложным, от общих к конкретным. Каждый предыдущий вопрос должен усиливать интерес к следующему. В заключительной части бланка вновь следуют простые, общие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.
-
Контактные вопросы
Первые вводные вопросы, помогающие расположить к себе человека, наладить с ним контакт, настроить на опрос, дать подумать, вспомнить. Они должны быть максимально лёгкими и интересными. Данные вопросы формируют установку на сотрудничество; стимулируют заинтересованность у испытуемых; вводят респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете; служат для получения информации.
-
Закрытые вопросыВопросы, содержащие полный набор возможных вариантов ответа
-
Открытые вопросы
Вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент. Вопросы помогают узнать мнение людей, но в таком случае трудно будет сопоставить ответы. Подобные вопросы используются на ранних стадиях составления анкеты, либо когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое место имеет анонимность респондентов. Примеры: - Как вы относитесь к своей профессии? - В каком стиле вы общаетесь с одноклассниками? - Каково значение обучения в вашем мировосприятии?
-
Полузакрытые вопросы
Вопрос, содержащий перечень готовых ответов, а так же возможность своего ответа. Пример: Какую литературу Вы читаете? научную художественную учебную свой вариант: __________________ Иллюстрированные вопросы Вопросы дополненные фотографиями, картинками, образцами. Они помогают наилучшим образом показать то, о чём спрашивается, правильно сориентировать опрашиваемого. Пример: Какой из этих автомобилей вы бы хотели иметь?
-
О личности респондента
Вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, профессии, семейного положения …и т.д. Наличие данных вопросов позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп. Примеры: Сколько Вам лет? Какое образование Вы имеете? Укажите семейное положение? По какой специальности Вы работаете? Сколько у Вас детей?
-
О фактах сознания
Вопросы, выявляющие мнение, мотивы, ожидания, планы, оценочные суждения отвечающих. Примеры: - Каковы Ваши планы после окончания ВУЗа? - Что Вы ожидаете от Нового года? - Чьё мнение для Вас самое важное?
-
О фактах поведения
Вопросы, выявляющие реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Примеры: Что Вы сделаете, если вас обидит друг? Каковы будут ваши действия по сигналу пожарной тревоги?
-
Информационные(основные) вопросы
Вопросы, направленные на получение информации от каждого из респондентов. Примеры: Обучаетесь ли вы в ВУЗе? Как вы относитесь к своим однокурсникам? Какое количество времени вы тратите на работу за компьютером?
-
Вопросы - фильтры
Используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно чётко обозначают графически. Пример: «Следующие два вопроса только для студентов педучилища. Проходите ли вы практику в школе? Каких знаний вам не хватает в работе? Внимание! Вопросы для всех».
-
Контрольные вопросы
Вопросы, дающие возможность уточнить правильность сообщённых респондентами сведений, а так же исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы. Вопросы, представляющие собой повторение информационных, сформулированных другими словами Вопросы, служащие для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов
-
Прямые вопросы
Направлены на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Примеры: Как зовут ваших родителей? Укажите ваш домашний телефон. В каком городе вы живёте?
-
Косвенные вопросы
Вопросы, связанные с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Используются там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим. В таких случаях многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. Прямой вопрос: «Что мешает Вам хорошо выполнять домашние задания?» Тот же вопрос косвенно: «Не секрет, что часть учениковвашего класса крайне редко хорошо выполняют домашние задания. Как Вы думаете, почему?»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.