Презентация на тему "МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ."

Презентация: МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ.
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ.", включающую в себя 39 слайдов. Скачать файл презентации 0.11 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ.
    Слайд 1

    МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ.

  • Слайд 2

    МЕТОДЫ ОПРОСА

    ОПРОС — методсборапервичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом (человеком, отвечающим на вопросы и выступающим источником информации)и исследователем (человеком, собирающим информацию; им может быть сотрудник социальной службы, менеджер по персоналу и т.п.).

  • Слайд 3

    Обозначение получаемой информации как первичнойподчеркивает необходимостьдальнейшей ее интерпретации. Ни один из опросников, даже самый простой, не дает возможности использовать его данные без осмысления.

  • Слайд 4

    Методы опроса — основные методы,применяемые всоциологии и социально-психологических исследованиях — около 60-80% эмпирических данных получают при их помощи.

  • Слайд 5

    Опросы носят также названиедемоскопии(гр. demos - народ + skopeo - смотрю, рассматриваю) – 1) соц. изучение общественного мнения, метод выявления настроений и позиций населения (групп людей) по отношению к чему (кому) - либо путем репрезентативного устного или письменного опроса (социологическое исследование).

  • Слайд 6

    ВИДЫ ОПРОСА ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНЫЙ, ЗАОЧНЫЙ. ОЧНЫЙ ОПРОС предполагает непосредственный контакт исследователя с респондентом. Это может быть и интервью, и письменное анкетирование. Важный момент очного опроса — влияние личности человека, проводящего сбор информации. В случае ЗАОЧНОГО ОПРОСА инструментом, опосредующим взаимодействие, выступает письменная анкета как средство сбора информации.

  • Слайд 7

    ПО СОДЕРЖАНИЮ Число оснований для таких классификаций практически бесконечно. ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

  • Слайд 8

    АНКЕТИРОВАНИЕ- это ПРОЦЕДУРА проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

  • Слайд 9

    Название «анкета» происходит от французского enque'te, что означает расследование или же опросный лист для получения каких-либо сведений от того, кто его заполняет. В современных социально-психологических (конфликтологических) и социологических исследованиях АНКЕТА представляет собой перечень вопросов и ответов, составленных в соответствии с исследовательской программой (целью исследования) (Свенцицкий 2008).

  • Слайд 10

    ДОСТОИНСТВА АНКЕТИРОВАНИЯ высокая оперативность получения информации; возможность организации массовых обследований; сравнительно малая трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

  • Слайд 11

    НЕДОСТАТКИ АНКЕТИРОВАНИЯ отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

  • Слайд 12

    ИСКУССТВО анкетирования заключается в том, чтобы знать, о чем спрашивать, какие задавать вопросы и убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

  • Слайд 13

    АНКЕТА

    ВИДЫ АНКЕТ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ анкета (один респондент) — ГРУППОВАЯ (аудиторная) анкета (несколько респондентов). СПЛОШНАЯ(опрос всех представителей выборки) — ВЫБОРОЧНАЯ (опрос части выборки) анкета. ОЧНАЯ (в присутствии исследователя-анкетёра) — ЗАОЧНАЯ(анкетёр отсутствует) анкета. ЗАОЧНЫЕ АНКЕТЫ раздаточные; почтовые; прессовые; интернет-анкеты.

  • Слайд 14

    ЛИЧНАЯ (с указанием фамилии, имени и других данных) и БЕЗЛИЧНАЯ(анонимная) ОТКРЫТАЯ(вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), ЗАКРЫТАЯ(предусмотрены одно­значные варианты ответов типа «да — нет») и ПОЛУЗАКРЫТАЯ (комбинированные вопросы) анкета. ТЕЛЕФОННАЯ.

  • Слайд 15

    СТРУКТУРА ОПРОСА Последовательность задаваемых вопросов имеет большое значение для получения качественной информации. Любой ОПРОС включает несколько сменяющих друг друга закономерных ФАЗ. ФАЗЫ ОПРОСА (по цели и характеру вопросов): фазу адаптации; основную фазу; выход из ситуации опроса.

  • Слайд 16

    ФАЗА АДАПТАЦИИ включает: подготовку к работе с данной конкретной анкетой, принятие такой задачи, как последовательные ответы на ряд разнообразных вопросов, когда речь идет о вопросах, связанных с реальной жизнью (с ситуацией на работе, отношениями с начальством, семейными проблемами и т.д.).

  • Слайд 17

    ФАЗА СБОРА ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Обеспечить для респондента снятие напряжения и выход из ситуации опроса: это чисто этические обязательства перед человеком, которого вы «втянули» в постороннее для него занятие; более прагматическая причина — создание себе (или кому-то из своих коллег) возможности обратиться к данному респонденту еще раз. У РЕСПОНДЕНТА должны оставаться приятные воспоминания о встрече с вами.

  • Слайд 18

    ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ ОПРОСА Практика социальных исследований подтверждает негативное влияние больших опросников на качество данных: желание «спросить обо всем» приводит к тому, что большая часть полученной информации просто пропадает; увеличение размера анкеты негативно влияет, прежде всего, на согласие людей давать ответы(существует прямая зависимость возврата заочных анкет от их компактности).

  • Слайд 19

    СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ, отводимое на ответы на вопросы анкеты, должно быть приблизительно 20 мин (около 30 вопросов). ВАЖНЫМИ ФАКТОРАМИ, определяющими возможную длительность анкетирования и достоверность сообщаемой респондентом информации, выступают ХАРАКТЕР и СИЛА МОТИВАЦИИ респондента.

  • Слайд 20

    ПОСТРОЕНИЕ АНКЕТ ВВЕДЕНИЕ ОБРАЩЕНИЕ К РЕСПОНДЕНТАМ (содержащее серьезную научную рекомендацию (кто проводит опрос) и цель работы, что побуждает респондентов к ответам — устанавливает контакт). Важно это сделать кратко, ясно и живо, чтобы заинтересовать отвечающих на анкету. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА АНКЕТЫ. ГДЕ И КОГДА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  • Слайд 21

    ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ (НЕСЛОЖНЫЕ) ВОПРОСЫ – ВОПРОСЫ «КОНТАКТЁРЫ» (цель— настроить респондентов на ответы, ощущать себя безопасно). ФУНКЦИИ ВОПРОСОВ «КОНТАКТЁРОВ» формирование установки на сотрудничество; стимулирование заинтересованности испытуемых; введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете; получение информации. Первые вопросы составляют максимально легкими и интересными

  • Слайд 22

    СЕРЕДИНА АНКЕТЫ — это наиболее важные и сложные с содержательной точки зрения вопросы, направленные на выяснение сути изучаемых явлений. В КОНЦЕ АНКЕТЫ задаются менее сложные, заключительные вопросы, так же, как и вступительные, направленные на создание атмосферы безопасности. «ПАСПОРТИЧКА» (должна дать исследователю максимальное представление о социально-демографических характеристиках респондентов).

  • Слайд 23

    КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТ ПО СОДЕРЖАНИЮ (ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТИ) о личности респондента; о фактах сознания; о фактах поведения. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОТВЕТА закрытые; полузакрытые; открытые.

  • Слайд 24

    ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС содержит полный набор возможных ответов. респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

  • Слайд 25

    СПОСОБЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЗАКРЫТОГО ВОПРОСА: дихотомическая форма; поливариантная форма; шкальная форма; табличная форма.

  • Слайд 26

    ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ позволяют эффективно сопоставлять результаты респондентов; в ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСАХ отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, "машинальных" ответов.

  • Слайд 27

    ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц; кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

  • Слайд 28

    ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.

  • Слайд 29

    В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ФОРМУЛИРОВАНИЯ прямыми; косвенными. ПРЯМОЙ ВОПРОС направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента; предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Если требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим составляют КОСВЕННЫЙ ВОПРОС, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации.

  • Слайд 30

    ПО ФУНКЦИИ вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры, контрольные (уточняющие). Большинство вопросов в анкете направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н.ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

  • Слайд 31

    ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них; это своеобразная "анкета в анкете". начало и окончание ФИЛЬТРАобычно четко обозначают графически. Ограничения круга респондентов, осуществляемые ФИЛЬТРОМ, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

  • Слайд 32

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений; исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

  • Слайд 33

    ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами (если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа). Вторые служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов (в них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ).

  • Слайд 34

    СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ: в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь; ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами; контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете; необходимость в контроле, как правило, снижается,если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как "не знаю", "затрудняюсь ответить", "когда как" и т. п.).

  • Слайд 35

    ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ АНКЕТ Вопросы должны соответствовать жизненному опыту и знаниям опрашиваемых. В анкете не должно быть вопросов, имеющих неточный смысл. Каждый вопрос должен быть логически отдельным, не должно быть несколько вопросов в одном. Вопросы не должны требовать дополнительных пояснений.

  • Слайд 36

    Вопросы не должны содержать иностранных слов или специальных терминов. Не присутствуют ли в вопросе слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? Вопросы не должны носить внушающего характера. Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента?

  • Слайд 37

    Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции ? Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему? Относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр? Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно? Какой вид вопроса (по форме ответа и но способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?    

  • Слайд 38

    Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они? Опрос не должен быть очень длительным ( желательно не более 20 минут, оптимальное количество вопросов в анкете 25- 30). Если интересующие нас данные можно получить другим путем (например, в отделе кадров), то о них не следует спрашивать в анкете. Интимные вопросы должны стоять в середине или конце анкеты. Вопросы должны иметь грамматическое согласование между вопросами и ответами. Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

  • Слайд 39

    ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ АНКЕТЫ Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. Анкетирование. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке