Содержание
-
Методы обучения
-
Понятие
Метод обучения ( от греч. путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения Это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения Прием – это элемент метода, его основная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода (если метод большой по объему)
-
Структура методов обучения
Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе. Отражаются: общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил и постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Позволяет разработать теорию методики, решать проблемы логического выбора и т.д. Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.
-
Классификация методов обучения
Это упорядоченная по определенному признаку их система; Методы обучения можно группировать в системы Классификации создаются на основе одного или ряда общих признаков Система методов должна быть динамичной, должна учитывать изменения в практике применения методов.
-
Традиционная классификация методов обучения
Общий признак – источник знаний Словесные методы – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут; Наглядные методы – демонстрация, иллюстрация, наблюдения учащихся, показ; Практические методы – опыт, упражнение, учебно-производственный труд; Работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование; Видеометод – просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя»
-
По характеру познавательной деятельности учащихся
Авторы – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности. Выделяют: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод; Репродуктивный метод; Метод проблемного изложения; Частично-поисковый метод; Исследовательский метод;
-
Информационно-рецептивный метод
Знания даются в готовом виде; Учитель организует различными способами восприятие этих знаний Учащиеся воспринимают (рецепция – восприятие) и осмысливают знания, запоминают; Могут использоваться все источники информации (слово, наглядность и др.) Логика изложения – индуктивным и дедуктивным путем Деятельность учителя – организация восприятия знаний
-
Репродуктивный метод
Знания даются в готовом виде; Учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; Усвоение – правильное воспроизведение (репродукция) знаний; Прочность усвоения знаний достигается путем многократного повторения знаний; Главное преимущество – экономность, дается значительный объем знаний за короткое время
-
Метод проблемного изложения
Это переходный метод от исполнительской к творческой деятельности; Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца; Ученики всего лишь наблюдатели Ученики получают хороший урок разрешения познавательной задачи
-
Частично-поисковый метод (эвристический)
Знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; Учитель организует не сообщение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы – формируются осознанные прочные знания Модификация данного метода – эвристическая (открывающая) беседа
-
Исследовательский метод
Учитель вместе с учениками формулирует проблему – дается отрезок учебного времени на разрешение; Знаний учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их добывают, сравнивают различные варианты получаемых ответов. Учащиеся сами определяют средства для достижения решения проблемы; Деятельность учителя – оперативное управление процессом решения проблемной задачи; Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенный интерес учащихся, знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Предусматривает творческое усвоение знаний; Требует высокого уровня педагогической квалификации
-
Рассказ
это монологическое изложение учебного материала, последовательное, доходчивое, эмоциональное преподнесение знаний; По целям выделяются: рассказ-вступление(подготовка к изучению нового материала); Рассказ – повествование (изложение содержания); Рассказ – заключение (заключительный отрезок обучения) Требуется: умение учителя рассказывать; Использовать понятные слова; Должен сооветствовать уровню развития детей
-
должен опираться на опыт учащихся; Расширение и обогащение знаний учащихся; Дается учащимся образец связной, логической, убедительной речи учителя грамотно излагать мысли; Даются приемы сравнения и сопоставления; Выделяется и подчеркивается главное Рассказ должен быть коротким (до 10 минут) Положительный эмоциональный фон Учитель должен составить план рассказа, подобрать необходимый материал и приемы Может сочетаться с другими методами: иллюстрацией, обсуждением и др.
-
Беседа
Это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения; С помощью целенаправленных, умело поставленных вопросов необходимо побудить учащихся к припоминанию уже известных им знаний, достичь усвоения новых знаний, самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщать. Заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя Максимально активизирует мышление, является средством диагностики новых знаний,умений; Большая воспитательная роль Малоэффективна если мало знаний у учащихся
-
Классификация беседы
Дедуктивная беседа – из известных общих понятий, анализируя приходят к заключениям; Индуктивная беседа – идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа к общим выводам Вводная (организующая) беседа; Сообщение новых знаний (сократическая, эвристическая , катехизическая, герменевтическая и др.); Синтезирующая (закрепляющая) беседа; Контрольно-коррекционная беседа
-
Вводная беседа
Проводится перед началом учебной работы Цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, представляют ли что нужно делать. Значительный эффект перед экскурсией, лабораторной работой, практической работой учащихся
-
Катехизическая беседа
От греч. – я поучаю, я наставляю Используется при проверке того, что было предложено выучить Ученики подводятся к самостоятельной умственной работе, развитие памяти, мышления Цель – контроль за пониманием учащимися ранее изложенного учителем, того, что они сами наблюдали или пережили, чтобы прочно закрепить приобретенные знания Побуждает: вспоминать уже изученный материал Повторять ранее найденные связи Резюмировать ход мысли, систематизировать свои знания На вопрос учителя чаще всего следует только один ответ ученика
-
Сократическая беседа
Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти к открытию в себе прекрасного и разумного; Это беседа, обучающая умению сомневаться (без сомнения нет поиска и познания), мыслить диалектически, избегать жестких и категоричных высказываний, видеть вещи и явления во всей их сложности и многоаспектности; Мастером был Сократ, который никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он наводил самого собеседника на правильные решения. Это сложный метод. Надо стремиться владеть им.
-
Эвристическая беседа
от греч. – «я нахожу» Учащиеся с помощью умелой постановки вопроса учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний; На один вопрос чаще всего много ответов учащихся; Наиболее эффективные беседы такого вида: Поисковые (с элементами проблемного обучения) – возможность самим детям решать посильные проблемные задачи Активная работа мысли, сознательное усвоение материала (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.)
-
Герменевтическая беседа
Герменевтика – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания. Это искусство толкования, объяснения текстов, музыкальных пьес, картин и т.д Развивается умение самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами и т.д. Относится объяснительное чтение (на основе читаемого текста словесно объясняются реальные взаимосвязи, поступки действующих лиц, события, понятия, правила, термины. Развивается способность понимать родной язык, правильно им пользоваться; Увеличивается запас слов, выразительных средств учащихся. (чаще в начальной школе – от 10 до 15 минут)
-
Требования к вопросам беседы и методике её проведения
Включение в работу многих учащихся; Возможность учитывать индивид. особенности учеников и их личный опыт; Предоставляется возможность говорить ребенку; Отстаивать свою позицию; Грамотно оформлять свои мысли Недостатки: Возможность уйти от темы; Работа с небольшими группами детей при пассивном участии основной части класса; Требует много времени; Трудно сформулировать вопросы по ходу беседы
-
Синтезирующие (закрепляющие) беседы
Для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний Контрольно-коррекционная беседа Применяется в диагностических целях или когда нужно развить, уточнить, дополнить навыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания
-
Подготовка учителя к беседе
Определить тему, цель; Составить план-конспект; Подобрать наглядные пособия; Сформулировать основные и вспомогательные вопросы; Продумать методику организации и проведения беседы; Порядок включения вопросов; По каким положениям необходимо сделать обобщения и выводы
-
Техника вопросно-ответного обучения
Каждый вопрос задается всему классу; После паузы для обдумывания спрашивать ученика ответ; Не поощрять ученика, который выкрикивает ответы; Слабых спрашивать чаще; Давать возможность всем остальным исправлять неточные ответы; Не ставить длинные или «двойные» вопросы; Если учащиеся затрудняются ответить, вопрос переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос; Не добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги, начальные буквы; Контакт с классом; Внимательно выслушивать каждый ответ; Правильные ответы поощрять; Ошибочные ответы – комментировать, уточнять; Самому учащемуся предоставить возможность обнаружить ошибку, если не сумеет – помощь класса
-
Лекция
Отличие: Более строгая структура; Логика изложения учебного материала; Обилие сообщаемой информации; Системный характер освещения знаний Предмет школьной лекции: Описание сложных систем, явлений, объектов, процессов (связи и зависимости), причинно-следственный характер * Только в старших классах * Объем – целый урок или спаренное занятие *Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед
-
Условия эффективности школьной лекции
Составление детального плана; Сообщение учащимся плана, ознакомление с темой, целью и задачами лекции; Логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана; Краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана; Логические связи при переходе от одной части лекции к другой; Проблемность и эмоциональность изложения; Живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов; Контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся; Многосторонее раскрытие важнейших положений лекции; Оптимальный темп изложения; Выделение того, что требуется записать; Использование наглядности, облегчающей восприятие
-
Учебная дискуссия
Обмен взглядами по конкретной проблеме: Приобретение новых знаний; Укрепление в собственном мнении; Умение отстаивать свое мнение Главная функция – стимулирование познавательного интереса; Подготовка учащихся: Накопление необходимых знаний; Выбор форм изложения знаний; Используется при изучении гуманитарных дисциплин Спор всегда повышает интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться Используется в старших классах
-
Демонстрация
Заключается в наглядно-образном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, для ознакомления с внешним видом предметов, его внутренним устройством; Начинают с внешнего вида(величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения); Переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяют и подчеркивают; Показ может сопровождаться схематической зарисовкой рассматриваемых объектов; Необходимо отличать от простого показа – при демонстрации внимание концентрируется на существенных свойствах. Слово постоянно сопутствует; Лучше, если демонстрация предметов в естественных условиях; Важно правильно выбрать объект демонстрации; Эффективен, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют измерения, устанавливают зависимости
-
Необходимо:
Чтобы все учащиеся видели объект; Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств; Чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания; Возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств предмета
-
Иллюстрация
Тесно примыкает к методу демонстрация Это показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символичном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, фотографий схем, репродукций, плоских моделей и т.п.; Если процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом – используется демонстрация; Если требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами – используется иллюстрация; Отдельный вид иллюстрации – «иллюстрация действующих лиц», при изучении литературы, истории, языков.
-
Эффективность иллюстрации в большей степени зависит от методики показа
Продумать дидактическое назначение иллюстрации; Место и роль в познавательном процессе; Определить оптимальный объем иллюстративного материала; Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся; Необходимо заранее подготовить иллюстрации; Можно использовать раздаточный материал; Эффективны технические средства для показа
-
Работа с книгой
Возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ребенка темпе и в удобное время; Самостоятельная работа с книгой: Беглый просмотр; Ознакомление со структурой книги; Чтение отдельных глав; Поиск ответов на определенные вопросы; Изучение материала; Реферирование; Решение примеров и задач; Выполнение контрольных тестов; Заучивание
-
Уметь: выделять главное, делать записи, понимать прочитанное – эти умения формируются в школе.
Два вида работы с книгой: На уроке под руководством учителя – процесс разделяется на отдельные части, контролируется; Дома,самостоятельно, сначала воспроизвести знания, полученные на уроке; Необходима установка на запоминание; В современных книгах много информации в схемах, таблицах, диаграммах, графиках; Формируются навыки самоконтроля; (+) Значительные затраты времени и энергии; (-) Не учитывает индивид. особенности детей; (-)
-
Видеометод
Служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации; Это наглядное воспроизведение информации; усваивается легче и быстрее; Возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию; (+) Повысить роль наглядности в учебном процессе; (+) Удовлетворение запросов, желаний, интересов учащихся;(+) Возможность наладить обратную связь; (+) Организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости (+)
-
Решаются многие дидактические задачи:
Изложение новых знаний, очень медленных процессов (рост растений и т.п.); Объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов и машин; Обучение алгоритмам выполнения различных видов деятельности; Создание языковой среды (иностр.язык) Мало зависит от личного мастерства учителя Важно качество видеозаписи и ТСО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.