Презентация на тему "Методы социологических исследований"

Презентация: Методы социологических исследований
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Методы социологических исследований". Содержит 36 слайдов. Скачать файл 2.13 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методы социологических исследований
    Слайд 1

    Методы социологических исследований

  • Слайд 2

    Структура социологического знания

    это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе; это совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

  • Слайд 3

    Научное знание (социологическое знание)

  • Слайд 4

    Уровни социологического знания

    Общетеоретическая  (фундаментальная) социология - макросоциологические исследования. Выясняются общие закономерности функционирования и развития социума как целого; Теории среднего уровня (частные, специальные социологические теории, отраслевые теории социологии). Изучаются закономерности действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы; Прикладная (эмпирическая) социология. Исследует социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.). Изучает поведение людей в различных сферах социальной жизни.

  • Слайд 5

    Эмпирическая (прикладная) социология

    Определенный уровень социологического знания; Комплекс исследований, где особую роль играют разработка социологического исследования, его организация, методы и техника сбора, обработки и анализа полученной социальной информации.

  • Слайд 6

    Прикладное социологическое исследование

    Это совокупность действий по сбору, обработке и анализу информации для получения сведений об объекте исследований

  • Слайд 7

    Классификация социологических исследований

    2. По времени получения информации 1. По типам задач 3. Повторные исследования Разведывательное исследование Описательное исследование Аналитическое исследование Разовое исследование Повторное исследование Трендовые (на примере одной группы) Панельные (исследуются определенные люди через одинаковые периоды времени) Лонгитюдные(одна и та же социальная группа в развитии)

  • Слайд 8

    Методы социологических исследований

    Неопросные методы Опросные методы Наблюдение Анализ документов Научный эксперимент в прикладной социологии Анкетирование Интервьюирование Метод социометрии

  • Слайд 9

    Неопросные методы

    Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Применяется: - на начальном этапе исследования; - при исследовании поведения, форм общения индивидов или групп.

  • Слайд 10

    Примеры

    Изучение поведения: забастовщиков; уличной толпы; подростковой группировки; бригады рабочих; группы студентов. Изучение: собраний, концертов.

  • Слайд 11

    Виды наблюдения

    Структурализованное/ неструктурализованное Включенное/ невключенное Осознанное/ неосознанное Полевое/ лабораторное Систематическое/ случайное

  • Слайд 12

    Структурализованное/ неструктурализованное наблюдение

    Структурализованное (контролируемое) имеет четкий план, систему показателей, бланк наблюдения; Неструктурализованное (неконтролируемое) наблюдение не имеет четкого плана, системы показателей, в бланке наблюдения велика доля избыточной информации.

  • Слайд 13

    Включенное/ невключенноенаблюдение

    Невключенное (внешнее) – исследователь находится вне объекта и старается не вмешиваться в ход событий (а только регистрирует события); Включенное наблюдение – социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует и вмешивается в ход событий. При этом постоянно фиксирует наблюдаемые процессы. (Например, журналисты на Украине)

  • Слайд 14

    Примеры включенного наблюдения

    Вильям Уайт – сотрудник Гарвардского университета. В 1936-1939 гг. провел включенное наблюдение по изучению образа жизни итальянских эмигрантов. ЛевисЯблонски– американский социолог. В 60-е годы провел включенное наблюдение по изучению бандитских формирований. А. Горяновский– в 1989 г. полтора месяца изучал действия механизмов теневой экономики на примере деятельности строительного кооператива. Журнал «СОЦИС» 1990 г. №2. Гюнтер Вальраф  — немецкий журналист и писатель. Один из основоположников журналистского расследования в современном виде. В своих репортажах Вальраф, используя метод включённого наблюдения и эксперимента, предстаёт рабочим завода, гастарбайтером, пациентом, шофёром, журналистом жёлтой прессы и т. п., тем самым обнажая проблемы общества. В 70-80-е годы Вальраф приобрёл широкую известность в СССР. Его репортажи публиковались в «Литературной газете», еженедельнике «За рубежом», журнале «Иностранная литература». На основе своих репортажей Вальраф написал несколько книг, из которых на русский переведены «Нежелательные репортажи» (1982) и «Репортёр обвиняет» (1988). В 2003 году ему был запрещён въезд в Российскую Федерацию.

  • Слайд 15

    Примеры

    Включенное наблюдение в психологии, журналистике и социологии. Читайте подробнее на FB.ru:  http://fb.ru/article/36658/vklyuchennoe-nablyudenie-v-psihologii-jurnalistike-i-sotsiologii ТРАДИЦИОННЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ:  НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ИНТЕРВЬЮ http://bookatruck.net/book_127_glava_15_􀂾_Oshibki.html Маркетинг: Наблюдение за потребителями http://marketing.web-3.ru/research/metody/ka4estvennye/nabludenie/

  • Слайд 16

    Осознанное/ неосознанноенаблюдение

    Осознанное наблюдение – группа знает, что ведется наблюдение; Неосознанное - группа не осознает, что является объектом наблюдения.

  • Слайд 17

    Полевое/ лабораторное наблюдение

    Полевое наблюдение – проводится в естественной среде (деревня, город, производство и т.д.); Лабораторное наблюдение – создается экспериментальная ситуация, моделирующая какие-то условия (деловая игра).

  • Слайд 18

    Систематическое/ случайноенаблюдение

    Систематические наблюдения – проводятся с определенной периодичностью и спецификой целей исследования. Позволяют выявить динамику изучаемых процессов; Случайные наблюдения – не планируется как самостоятельный метод сбора информации. Изучается заранее незапланированное явление.

  • Слайд 19

    Процедура наблюдения

    Что наблюдать? Как наблюдать (технические средства?) Как регистрировать результаты? Правила: 1. Стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события; 2. Стать инкогнито, уметь принимать новый облик (надеть маску).

  • Слайд 20

    Анализ документов

    Один из способов получения информации. Документ в соц. исследовании – предмет специально созданный человеком для хранения и передачи информации (не включая предметы материальной культуры и быта).

  • Слайд 21

    Классификация документов

    В жизни реальные документы сочетают в себе разные формы фиксации содержания Письменные документы Фонетические документы Иконографические документы По форме изложения

  • Слайд 22

    Письменные документы

    вербальные (книги, переписка организаций, пресса). Описывают социальные явления и процессы в форме текста; статистические (данные переписи населения, соц.опросов, показатели экономического и социального развития). Содержат данные в числовой форме.

  • Слайд 23

    Фонетические документы

    Рассчитаны на слуховое восприятие - магнитофонные записи - лазерные диски - радио эфир

  • Слайд 24

    Иконографические документы

    Фиксируют обратную информацию, воспринимаемую визуально. картины фотографии документальное и художественное кино

  • Слайд 25

    Классификация документов:

    Письменные документы Фонетические документы Иконографические документы По форме изложения По статусу источника Личные документы - все, что создается частными лицами по собственной инициативе письма; дневники семейные альбомы Официальные документы – те, что исходят от какой-то организации и отражают общественные связи, коллективную точку зрения. договоры соглашения приказы официальная переписка

  • Слайд 26

    Этапы исследования методом анализом документов

    Обозначаем круг документов, которые нужно исследовать; Отбираем документы, которые можно исследовать (в первую очередь те, которые имеют непосредственное отношение к проблеме); Для отбора документов привлекается исследовательская группа; К работе привлекаются документы, получившие одобрение более 50% экспертов.

  • Слайд 27

    Методы анализа документов

    Неформализованные (качественные) методы – основаны на общих логических операциях (анализ, синтез, сравнение, определение, оценивание): чтение документа понимание и интерпретация содержания документа Формализованные (качественно-количественные)– основаны на алгоритме выделения в тексте определенных содержательных элементов в соответствии с целями и задачами исследования Контент-анализ – формализованный анализ документов, больших объемов информации. Часто используется для исследований СМИ.

  • Слайд 28

    Контент-анализ

    Это метод сбора данных и анализа содержания текста. Используется для описания событий или процессов в обществе, изучения социальных изменений. Контент-анализ средств массовой коммуникации, частных документов, позволяет изучить изменения в системе ценностей, установках и мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов (установок) на обложках журналах, телевизионных передачах, Интернете, газетах и др. СМИ. Можно использовать для проверки гипотез. Например, об изменении социального поведения, ценностных установок людей или групп.

  • Слайд 29

    Техника проведения контент-анализа

    Постановка проблемы, целей и задач исследования; Выбор эмпирического материала для исследования, конкретного источника коммуникаций (журналы, газеты, худ. литература, официальные документы, радио, телепередачи и т.п.); Правильно выбрать временной период: ситуационный (мгновенный) срез – одна неделя; динамика развития социального явления – несколько лет. 4. Операционализация понятий; 5. Кодирование текста.

  • Слайд 30

    Операционализацияпонятий в контент-анализе

    Выбрать в текстовой информации смысловую единицу анализа (категорию анализа): слово, словосочетание, целый материал, сообщение, поведенческий акт; Определить единицу счета (количественную характеристику единицы анализа, фиксирующую регулярность с которой встречается в тексте смысловая единица); Установить соотношение различных элементов друг с другом, с общим смыслом, объемом информации, назначением; Обеспечить объективность и систематичность исследования; Разработать классификатор контент-анализа – методический документ, предназначенный для выделения и регистрации признаков текстовой информации.

  • Слайд 31

    Хрестоматийный пример контент-анализа – исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтесана материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х гг. Цель – получить доказательства профашистской ориентации редакции газеты «Истинный американец». Число суждений в газете «Истинный американец»

  • Слайд 32

    Научный эксперимент

    Метод познания при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества; Специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

  • Слайд 33

    Пять стадий эксперимента

    Создаются две группы: - экспериментальная (в группу вмешивается ученый) контрольная (в группу никто не вмешивается) 2. Подбор испытуемых - на основе случайной выборки, что обеспечивает эквивалентность; 3. Обе группы проходят претест (pretest) – у них измеряют несколько переменных, которые будут изменяться в ходе эксперимента; 4. Вводятся независимые переменные, т.е. планируемые изменения; 5. Измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений – посттест (posttest).

  • Слайд 34

    Трудности эксперимента

    Возникновение побочных факторов, влияющих на изучаемую ситуацию; Нравственно-этические проблемы (затрагиваются интересы конкретных людей); Трудности в обеспечении репрезентативности экспериментальной группы и дальнейшего распространения выводов на всю генеральную совокупность.

  • Слайд 35

    Формы экспериментов

    Лабораторный – проводится в закрытых лабораторных условиях Полевой – с выездом на место поселения(групп, людей) или на место действия группы в реальных условиях. Полевые эксперименты используют этнографы, антропологи, социологии. Социологический эксперимент – применяется как: самостоятельный метод сбора социальной информации; дополнительный метод в комплексе с методами наблюдения и различных видов опросов.

  • Слайд 36

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке