Содержание
-
Морфологические нормы (образование форм слова)
Авторы-составители: Гаар Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6» г.Юрги Гафурова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 45» г.Прокопьевска Москвичева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г.Прокопьевска Кемерово 2011 Подготовка к ЕГЭ Задание А 3
-
Дорогие друзья! Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по русскому языку самым эффективным и быстрым способом? Вы хотите избежать на реальном ЕГЭ фатальных технических ошибок?Вы желаете узнать о сюрпризах и ловушках, которые вас ожидают?Вам интересно, что и как следует делать, чтобы получить на ЕГЭ по русскому языку максимум баллов?Вы хотите по результатам ЕГЭ поступить в вуз на бюджет?Вы хотите приобрести в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку практическую грамотность, которая будет способствовать всей вашей дальнейшей карьере?Если на большую часть вопросов вы ответили "ДА!", то это значит, что вы нашли именно то, что вам нужно в данный момент. Сделайте первый шаг к успеху!
-
Морфологические нормы Морфологическая норма – правильное образование грамматической формы слова (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Соблюдение этих норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности, искажение норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. .
-
Задание А - 3 имя прилагательное, наречие имя существительное глагол местоимение имя числительное предлоги
-
имя существительное Род несклоняемых имен существительных Правописание имен существительных род.п. множественного числа Варианты падежных окончаний имен существительных Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Склонение собственных имен существительных Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура) Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Названия обуви и парных предметов
-
Правописание имен существительных род. п. множественного числа существительные, обозначающие название овощей и фруктов, имеют окончание -ов (томатов, апельсинов) НО: яблок, гранат, маслин существительные, обозначающие название парных предметов, имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет) НО: носков, гольфов, клипсов существительные ж.р. на –няимеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен) существительные, обозначающие название национальностей, имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван) НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др. существительные ср.р. на -ьеимеют окончание –ий (селенье- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий) НО: платьев, устьев и некоторые другие
-
Род несклоняемых имен существительных
-
Варианты падежных окончаний имен существительных Окончания –ы, - и употребляются: У заимствованных существительных на –ер, -ёр. Например: шофёры У заимствованных одушевленных и неодушевленных существительных на –тор, -сор. Например: редукторы, конструкторы, инспекторы. НО: директора, профессора Окончания –у, -ю употребляются: У вещественных существительных при указании на количество. Например: стакан чаю. У отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало. Например: много шуму, мало народу.
-
Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура)
-
Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Ко второму склонению и к мужскому роду относятся слова: аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль К третьему склонению и женскому роду относятся: антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль
-
Склонение собственных имен существительных Собственные имена существительные склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: Иноязычные и русские фамилии на согласный. Например: к Олегу Финкелю и к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк. Фамилии на –ч. Например: у Вулича Саши, от Марии Романович. Фамилии, совпадающие с именами нарицательными или географическими названиями типа Нос, Чуб, Ремень. Например: об Александре Рысе, роль Елены Соловей. Фамилии на -ок, -ек, -ец. Например: у Александра Починка, Юрия Коринца и Марии Коринец.
-
Склонение собственных имен существительных Не склоняются: Русские фамилии на -ЫХ, -ИХ. Например: Алексею Седых от Нины Черных. Мужские и женские фамилии на -ово, -ако, -аго, -яго. Например: речь Плевако, Живаго, Дурново. Иностранные фамилии на гласный. Например: пьеса Бернарда Шоу. Фамилии на -иа и финские фамилии на –а. Например: Гулиа, Эриа. Фамилии на -ко, -о. Например: от Клары Лучко. Склоняются: Фамилии на –ия. Например: стихи Гарсии. Фамилии на –а, -я. Например: у Григория Сковороды. Запомни: у фамилий русского происхождения в тв.п. м.р. окончание –ым (сделано Ивановым), а у фамилий иностранного происхождения окончание –ом (сделано Дарвином)
-
Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Не склоняются: Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов. Например: в пустыне Сахара. Приложения и названия, выраженные словосочетаниями. Например: в городке Санта-Барбара. Наименования заключены в кавычки. Склоняются вместе с родовым наименованием: Географические названия, представляющие собой полные формы прилагательных. Например: на горе Железной. Географические названия на согласный. Например: из города Красноярска. Запомни: у имен собственных, обозначающих географические названия, оканчивающихся на –о, в творительном падеже окончание –ым (под Беловым)
-
Названия обуви и парных предметов А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив Следует запомнить:
-
Образование форм степеней сравнения прилагательных, наречий Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший
-
глагол Употребление форм возвратных глаголов Образование форм повелительного наклонения Особенности употребления в речи глагола класть
-
Образование форм повелительного наклонения Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!
-
Употребление форм возвратных глаголов В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс - сь: Запомни! Существует только форма извините, извинитесь (в повелительном наклонении), употребление возвратного суффикса –СЬ- в изъявительном наклонении недопустимо (извиняюсь - ошибка)
-
Особенности употребления в речи глагола класть Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой: положить, выложить, переложить и др.
-
имя числительное Особенности склонения числительных 40, 90, 100 Склонение сложных количественных числительных Употребление собирательных числительных с существительными Склонение числительных по типу прилагательных Особенности склонения числительных полтора, полтораста Склонение составных количественных и порядковых числительных
-
Употребление собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг; с существительными дети, люди, а также обозначающими названия детёнышей животных: четверо детей, семеро козлят. Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое волков; с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов: двое саней; числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода: оба брата, а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода: обе сестры.
-
Особенности склонения числительных 40, 90, 100 У числительных 40, 90, 100 существует только две формы:
-
Склонение сложных количественных числительных У сложных количественных числительных склоняются обе части:
-
Склонение числительных по типу прилагательных Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных: :
-
Склонение составных количественных и порядковых числительных
-
Особенности склонения числительных полтора, полтораста У числительных полтора, полтораста существует только две формы:
-
местоимение Притяжательные местоимения их, его, её имеют только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя, евошний, евонный, еёшняя)!
-
предлоги Употребление предлога –по Употребление производных предлогов Употребление предлогов -под и -против
-
Употребление производных предлогов Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить — в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь»
-
Употребление предлога –по Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке часто встречается неуместное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литературного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после)
-
Употребление предлогов -под и -против В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение: выделить средства под проведение праздничных мероприятий надо: выделить средства для проведения праздничных мероприятий
-
Инструкция по работе с учебным тренажёром Дорогой друг! Ты повторил теоретический материал к заданию А 3. Чтобы закрепить его, тебе необходимо пройти два уровня подготовки. Первый уровень – это тренажер, при помощи которого ты закрепишь свои знания на практике, второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Ты готов? Тогда действуй! И запомни: Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс» 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус» 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу
-
много облаков поезжай хорошо проповедовает с двумястами бойцами - - + - 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
двое подружек свыше четырех тысяч метров несколько яблок старые профессора - - + - 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
к две тысячи пятому году жгёт костер пачка макарон фильм интереснее - - + - 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
в течение тридцати пяти минут дамских туфель молодые бухгалтеры ихней работы - - + - 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
поезжай домой менее значительный прочитая рассказ в две тысячи пятом году - - + - 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
оденьтесь теплее с пятидесятью рублями высохла спелых абрикосов - - + - 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
выдвинуть сто четыре кандидата в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году по семьдесят лет около четырех миллионов книг - - + - 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
пара ботинок много баклажанов пара носок пара чулок - - + - 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
блюдцев яблонь свечей платьев - - + - 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
глубочайшее озеро положи на место трое суток повары вкусно готовили - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту! Было много ошибок, необходимо поработать с правилом.
-
Инструкция по работе с тестом Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный 2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ 3. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда. 4. Если хочешь повторить тест, то нажми на кнопку «Повторить тест»
-
несколько жалюзей с полутора десятками школьников известные тенора лягте на диван - - + - 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
пара тапочков десять гектаров несколько поленьев пара носков - - + - 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
под селом Бородиным сто тонн интереснее всех семьюдесятью способами - - + - 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
вкусные торта моложе брата в трехстах метрах Чарльзом Дарвином - - + - 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
из полтора метров материи с семьюстами метрами Сергеем Аксаковым рядом с городом Дмитровом - - + - 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
наиболее правильнее в трёхстах метрах едва успев лажу по крышам - - + - 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
в двух тысяч первом году их встречи пятеро студентов пускай читают - - + - 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
пара сапогов несколько полотенец сильнее всего старые пропуска - - + - 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
зеленый кольраби солнечный Тбилиси в ста семидесяти восьми томах не машите руками - - + - 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
лежать на береге много цапель в обеих руках две пятых потребляемой энергии - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
-
Подведём итоги Повторить тест Внимательно подсчитай количество правильных ответов 10 правильных ответов – «5» 8-9 правильных ответов – «4» 5-7 правильных ответов – «3» 1-4 правильных ответов – нужно вернуться назад Помни - лучше всего начать работу с повторения теоретического материала! Вернуться к теории
-
Список литературы Академический Международный Институт [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ, 2010.- Режим доступа: Академический Международный Институт http://ami-map.ru/ Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы [Текст]: учеб, пособие/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004. – 295с. Баронова, М.М. Русский язык: полный справочник [Текст] /М.М. Баронова. 2010, [2] c. – (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Пучкова, Л.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания [Текст] / Л.И. Пучкова. «Экзамен», 2011. – 158, [2] c. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые задания») Рахимкулова Г.Ф.Репетитор по русскому языку: схемы, таблицы, тесты, ответы / Г.Ф. Рахимкулова, А.А.Чернавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 Текучева, И.В. Русский язык: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / И.В.Текучева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. И.П. Цыбулько, Ю.Н. ГостеваОтличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий [Текст] / ФИПИ.2011 – 224 с. Методический кабинет (русский язык, литература, история, математика, начальная школа, дошкольное образование и воспитание) [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий, 2010.- Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.