Презентация на тему "Образование форм слова"

Презентация: Образование форм слова
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Образование форм слова"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 31 слайда. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 10-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Образование форм слова
    Слайд 1

    А 3. Морфологические нормы(Образование форм слова)

    Готовимся к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

  • Слайд 2

    Образование падежных форм числительных:

    Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

  • Слайд 3

    У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

  • Слайд 4

    2 совета:

    1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

  • Слайд 5

    Употребление собирательных числительных:

    Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

  • Слайд 6

    Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

  • Слайд 7

    Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Образование некоторых форм имен существительных:

    При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

  • Слайд 10

    Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

  • Слайд 11

    В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

  • Слайд 12

    Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

    Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Образование степеней сравнения наречий:

    При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

  • Слайд 15

    Образование некоторых глагольных форм:

    В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться,очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

  • Слайд 16

    Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

  • Слайд 17

    Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

  • Слайд 18

    Образование и употребление форм местоимений:

    Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

  • Слайд 19

    Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них.Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

  • Слайд 20

    Тест

  • Слайд 21

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами

  • Слайд 22

    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) поезжай 2) свыше четырех тысяч метров 3) несколько яблок 4) обгрызанный

  • Слайд 23

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) к две тысячи пятому году 2) жгёт костер 3) пачка макарон 4) фильм интереснее

  • Слайд 24

    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) молодые бухгалтеры 2) ихней работы 3) в течение тридцати пяти минут 4) дамских туфель

  • Слайд 25

    5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный 3) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой

  • Слайд 26

    6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с пятидесятью 2) оденьтесь теплее 3) высохла 4) спелых абрикосов

  • Слайд 27

    7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году 2) выдвинуть сто четыре кандидата 3) около четырех миллионов трехсот 4) по семьдесят лет

  • Слайд 28

    8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) яблонь 2) свечей 3) платьев 4) блюдцев

  • Слайд 29

    10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) глубочайшее озеро 2) положи на место 3) повары вкусно готовили 4) трое суток

  • Слайд 30

    Ответы: 1. 2) 2. 4) 3. 2) 4. 2) 5. 1) 6. 1) 7. 1) 8. 4) 9. 3)

  • Слайд 31

    Информационные ресурсы:

    Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Академический Международный Институт http://ami-map.ru/images/stories/ege/ege-2011-russian-a3.pdf

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке