Содержание
-
Морфологические нормырусского языка
Подготовка К ЕГЭ (выполнение задания №6) Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Филипповой Еленой Геннадьевной
-
Великие о речи…
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев
-
Качества хорошей речи
Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению
-
О речи и её нормах
Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.
-
Что проверяет задание №6?
проверяет ваше умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи: имени прилагательного и наречия; имени числительного; местоимения; глагола; имени существительного.
-
Морфологические нормы. Что это такое?
Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток
-
Следует повторить следующие темы:
I. Образование форм имен прилагательных II. Склонение имен числительных, употребление имен числительных. III. Особенности употребления форм местоимений. IV. Употребление форм глагола. V. Род, склонение имен существительных.
-
Особенности употребления имён прилагательных
Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
-
Способы образования сравнительной степени прилагательных
Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий.
-
Превосходная степень
Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее
-
Обратите внимание!
НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:
-
Запомни!
Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше.
-
О формах кратких прилагательных
Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕНи на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.
-
Потренируемся!
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.
-
Особенности употребления имён числительных
Склонение количественных числительных и употребление собирательных числительных
-
Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый
-
Склонение количественных числительных (сколько?)
Составные : склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.
-
Склонение количественных имен числительных
Десятки : обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо словасот – нота И.,В. пять нот – пять сот . Р. пяти нот - пятисот . Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах
-
Склонение порядковых имен числительных (который?)
Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября
-
Потренируемся!
Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.
-
Сочетание собирательных числительных с существительными
Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).
-
Следует запомнить
оба обе обоих, обоим, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам
-
Потренируемся!
Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.
-
Особенности употребления глаголов
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите
-
Запомните!
У глаголов ДЕРЗИТЬ, УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, БУЗИТЬ НЕ употребляются формы 1-го лица единственного числа: ядерзю, дудю, бузю.
-
Особенности употребления местоимений
Притяжательное местоимение их, еёимеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас после простых предлогов типа в, без, к, дои после наречных предлогов возле, мимо, после, околок личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н: к нему, у неё, за ней, около них. После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат.падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей.
-
Алгоритм действий
Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа. Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.) Подумай, где могут содержаться ошибки.
-
Выполнение заданий
УКАЖИТЕ ПРИМЕР В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫ СЛОВА ( ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГ, ГЛАГОЛА, МЕСТОИМЕНИЯ)
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более семИсот студентов 1) полутораста книгам 2) трое жеребят 3) ихний кабинет 4) наименее удобный. Ответ: 3) ИХ кабинет
-
1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС 1) обеим старушкам 2) семеро нас 3) свойственен им 4) более модный. Ответ: 3) свойствЕН им
-
1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ляГте на пол 1) о ста странах 2) три аспирантки 3) к семидесяти двум 4) прибавить к девяностам трем. Ответ: 4) прибавить к девяностА трем
-
1) самый скучный день 2) едь быстрее 3) клади на стол 4) грущу по вас Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее 1) о полтора тоннах 2) обоих друзей 3) мокла под дождем 4) легче всего. Ответ: 1) о полУтора тоннах
-
1) обеими руками 2) четверо ножниц 3) не лазейте по деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лазАйте по деревьям. 1) о трех поросятах 2) наиболее ответственный пост 3) положи ручку 4) чудю на уроке. Ответ: 4) нельзя образовать!
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пятиСОТ снимков 1) семьюдесятью процентами 2) ехай вперёд 3) высох быстро 4) быстрейший спортсмен. Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) разрежь батон 2) попробуем 3) красивше всех 4) более резкий крик Ответ: 3) красиВЕЕ всех 1) на обоих берегах 2) лягте на кушетку 3) ответ медлен 4) более выше. Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ
-
Д.С.Лихачев
Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.