Содержание
-
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста
-
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".Сухомлинский В.А.
-
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
-
Эксперимент – понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
-
Цель
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром
-
Задачи :
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
-
Есть у меня шестеро слуг,Проворных, удалых,И всё, что вижу я вокруг, -Всё узнаю от них.Они по знаку моему Являются в нужде.… Зовут их: «Как и Почему,Кто, Что, Когда и Где…» Р.Киплинг Одним из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод опытов и экспериментов.
-
Другие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Из практических методов обучения мы использовали следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. элементарно-поисковая деятельность. ИЗ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ : Рассказы воспитателя (Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей ( Этот метод направлен на совершенствование знаний и речевых умений детей). Беседы ( Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации). Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.
-
Использование инновационных технологий
-
Последовательность детского экспериментирования Задание для педагогов: необходимо выстроить последовательность детского экспериментирования выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
-
Структура детского экспериментирования
-Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
-
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
Внешние (новизна, необычность объекта); Тайна, сюрприз; Мотив помощи; Познавательный мотив (почему так); Ситуация выбора.
-
Содержание уголков экспериментальной деятельности
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
-
Оснащение
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть; Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки; Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная; Красители: ягодный сироп, акварельные краски; Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
-
Дидактические материалы, используемые для работы с детьми в процессе опытно – экспериментальной деятельности
Картотека опытов и экспериментов
-
Благодарю за внимание. Спасибо…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.