Содержание
-
Наглядные методы
Наблюдение: Научное или учебное; Самостоятельное или под руководством учителя; Индивидуальное, групповое, фронтальное (всем классом); Первичное , повторное, итоговое; Кратковременное или длительное; Распознающее или сравнительное; Предваряющее изучение нового материала, проходящее в процессе его изучения, завершающее изучение нового материала; Количественные и качественные. Использование иллюстративно – наглядного материала: Натуральная, предметная наглядность; Искусственная, изобразительная наглядность.
-
наблюдение
это целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассмотреть объект окружающего мира, увидеть происходящие в нём изменения, определить их причины и условия протекания. это относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. это метод обучения, заключающийся в планомерном, целенаправленном восприятии школьниками окружающей действительности с целью её познания. это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств.
-
Органы зрения – глаза. Орган слуха - уши.
-
Орган вкуса – язык. Орган обоняния – нос.
-
Орган осязания – кожа (особенно кожа на ладонях).
-
Памятка для школьников «Как наблюдать в природе»
Найди предмет наблюдения тот, что указал учитель, или выбери его сам. Рассмотри сначала предмет в целом, запомни его очертания, общую форму, преобладающую окраску. Наметь для рассматривания отдельные части, детали предмета. Внимательно рассмотри каждую часть. Постарайся запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению ко всему предмету каждой намеченной части. В ходе наблюдения не причиняй вред природе. Помни, что природа дарит нам здоровье, её красота радует нас, она обеспечивает нас всем необходимым для жизни: воздухом, водой, пищей. По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки в «Дневнике наблюдений».
-
Руководство учителя наблюдениями учащихся
Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Организовывать условия для возможно более эффективного наблюдения: место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей и т.д. Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительно восприятия, использовать и другие анализаторы – слух, вкус, обоняние, осязание. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения.
-
Примерные планы наблюдений
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение за снежным покровом в разные периоды зимы. Выбери участки для наблюдения за снежным покровом в разные периоды зимы(на открытом участке, возле стены здания, около забора, вокруг ствола дерева). Измерь глубину снега на этих участках с помощью самодельного снегомера(лыжной палки без кольца – ограничителя) в начале зимы, в середине и в конце. Как она изменилась? Почему? Запиши результаты измерений в таблицу:
-
3.Как изменился цвет снега на участках за время наблю-дения? Почему? 4.На каких участках весной снег начал таять быстрее? Почему? Наблюдения за объектами неживой природы. Наблюдение за солнцем: Заметь, в какой стороне от твоего дома солнце восходит, а в какой – заходит. Что ты узнал из этого наблюдения о сторонах горизонта? Сравни, как выглядит небосвод при восходе и на закате солнца? Зарисуйте в тетради восход и закат солнца. Обрати внимание на тени, падающие от предметов в 9 часов утра, в 12 часов дня и в 18 часов (вечером). В какое время дня тень будет самой короткой? Почему? Как эти знания можно использовать для создания солнечных часов?
-
Солнечные часы
-
Наблюдения за растениями. Наблюдения за деревом на экскурсиях в разные сезоны: Название дерева. По каким признакам вы определили, что это дерево? Как вы определили, что это берёза (или другое дерево)? Чем она отличается от других деревьев? Изменилось ли дерево с предыдущей экскурсии? Какие изменения вы заметили? Почему они произошли? Как выглядят ветки, листья, цветы (плоды, семена ) дерева сегодня? Есть ли на дереве какие – либо животные? Знаете ли вы их названия? Зарисуйте внешний вид дерева осенью (зимой, весной, летом). Составьте рассказ о жизни дерева в разные сезоны года.
-
Берёза
-
Берёза
-
В пособии для учителя приводится план зимней экскурсии в природу. Определите дидактическую задачу и место наблюдений за деревьями и кустарниками на этой экскурсии. Дайте оценку такого, например, плана наблюдений: название дерева; признаки, по которым определили, какое это дерево; общий облик дерева зимой (сравнить с его обликом осенью); изменились или нет по сравнению с осенью ствол и ветви; наличие листьев на дереве (вспомнить, что произошло с листьями); наличие плодов на дереве; каковы их форма, окраска, особенности расположения на ветвях; сравнить с плодами других растений зимой.
-
Наблюдение за животными: сравнение внешнего вида разных животных, взрослых и детёнышей, сравнение способов движений разных животных (плавают, летают, ползают, бегают, прыгают ), определение условий жизни животных одного и разных сообществ, выделение характерных признаков, особенностей конкретных животных и др. Наблюдения за трудом людей в природе: сезонный труд работников лесного хозяйства, людей на полях, в садах и огородах, на животноводческих фермах, в теплицах, условия труда, процесс и результат труда, труд людей разных профессий.
-
Наблюдение за погодой
Измерение температуры воздуха термометром. Определение направления и силы ветра с помощью флюгера и анемометра. Определение степени облачности и типов облаков. Определение типов осадков. Измерение атмосферного давления барометром – анероидом. Измерение высоты снежного покрова снеговой рейкой. Отражение результатов наблюдений в индивидуальном «Дневнике наблюдений» и классном календаре погоды условными знаками. Подведение итогов наблюдений за неделю, месяц, год. Сравнение погоды за неделю, месяц, год.
-
Поэтапное формирование у учащихся умений пользоваться приборами для наблюдения за погодой
Тренировка на моделях приборов. Тренировочные упражнения на приборах. Тренировка в опознании условных метеорологических знаков и обозначений. Графические изображения метеоэлементов. Самостоятельное наблюдение погоды и фиксирование наблюдаемых явлений в календаре. Выводы и обобщения по результатам наблюдений.
-
Задание по теме:
Разработайте тематику и планы наблюдений для младших школьников, используя рекомендации урока, учебника, программы по предмету «Окружающий мир». Оформите работу по образцу: Класс. Программа. Изучаемая тема. Тема наблюдения. Вид наблюдения. Цель :- образовательная - развивающая - воспитательная План наблюдения. Оформление итогов, результатов.
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.