Содержание
-
«Наполняемость центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы»
-
В соответствии с ФГОС при построении предметно развивающей пространственной среды необходимо обратить внимание на то, чтобы она:-была разнообразна по своему содержанию и насыщена тем многообразием игрового и демонстрационного материала, который обеспечивает выбор деятельности по интересам, позволяющий, ребёнку включится во взаимодействие со сверстниками, или действовать индивидуально;- развивающая среда стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности;-содержание развивающей среды учитывает интересы детей, которые у всех разные: кто-то любит рисовать, а кто-то строить из строительного материала.В соответствии с этим, в группах создают центры активности, позволяющие детям выбрать деятельность по интересам. Для того, чтобы избежать скученности детей в одном месте, группу можно разбить на некие микро-пространства, например, игровой центр , который оснащен необходимой мебелью для развертывания сюжетно- ролевых игр: «Магазин», « Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Автопарк», оборудованные необходимой атрибутикой.
-
Ширмы, игровая мебель, детские стулья позволяют изменить пространство группы в зависимости от сюжета игры, т.е. предоставляют возможность проявлять инициативу. Весь материал в центрах расположен доступно, меняется в зависимости от темы недели, сезона, обеспечивает тем самым проявление у дошкольников любознательности. Что бы донести до каждого ребенка что его ценят на ровне со всеми нужно использовать формы работы , которые направлены на создание позитивного микроклимата в группе: «Уголок уединения» , «Уголок настроения», «Ковер мира».
-
Предметно-пространственная среда
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит высокие требования к условиям реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Одним из важнейших условий является создание содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды. Правильная организация пространства обеспечивает основу для наилучшего развития детей, дает возможность каждому ребенку свободно выбирать партнеров по игре, содержание игры и материалы. Детям необходимы пространства, которые учитывают их элементарные потребности в общении, движении и отдыхе, игре и образовании.
-
Каким должно быть пространство для игры?
Одно из главных требований к окружающему детей пространству — его многоуровневость, предоставляющая разнообразный опыт перемещения. Дети познают мир через движение, и среда должна этому способствовать. Пространство для игры должно обеспечивать возможность двигаться много и по-разному. Дети осваивают понятия «высоко» и «глубоко», «далеко» и «близко», «внизу» и «наверху», учатся подниматься по лестнице или ползать по ней. На наклонных или волнистых поверхностях они упражняются в сохранении равновесия и в соскальзывании. Кроме того, на игровой площадке следует оборудовать несколько вариантов выходов и входов разного вида, например наклонную плоскость и лестницу. Для детей раннего возраста нет необходимости предусматривать большие площадки, где дети могли бы уединяться или играть в сюжетно-ролевые игры. Дети раннего возраста не нуждаются в этом, поскольку не могут подолгу играть в одном месте. Они любят двигаться и пробовать возможности, предоставляемые пространством для игры. Кроме того, они хотят сохранять зрительный контакт с находящимися в комнате и неохотно переходят в такие места, где это не получается. Поэтому отведенное для игры пространство должно просматриваться.
-
Пространство для развития двигательных навыков
В каждом помещении детского сада должно быть место для движения. Дети двигаются постоянно и в движении развивают свое умение самостоятельно перемещаться в окружающем пространстве. Получая в ходе движения новый опыт, они развивают свое мышление. Они узнают, какие ощущения вызывает высота и глубина. Они учатся: «Какие мускулы я должен напрячь, чтобы взобраться по наклонной плоскости? Как передвигаться по деревянному полу, а как — по плетеному? Каково это — оказаться в высокой, большой комнате, как там звучат голоса, куда я могу пойти?» Чтобы дети смогли получить подобный опыт, окружающее пространство должно быть разделено на уровни, побуждающие к двигательной активности разного рода.
-
В комнате группы с помощью карабинов можно прикрепить к балкам приспособления для развития двигательных навыков: кусок плотной ткани, мяч, диск, на который можно садиться. Таким же образом можно повесить гамак, чтобы он всего на несколько сантиметров не доставал до пола. В нем дети смогут качаться без риска упасть с большой высоты. Если вы можете выделить для развития двигательных навыков отдельную комнату, предусмотрите возможность крепления к потолку соответствующих приспособлений и отведите место для их хранения. При оборудовании комнаты постарайтесь оснастить ее так, чтобы дети могли попробовать и совершенствовать все десять видов движения, доступных человеку: ползание, бег, прыжки с высоты, прыжки на месте, балансирование, кувыркание, раскачивание из стороны в сторону, качание, лазание, кружение. Такие уровни облегчают детям задачу пробовать разные способы передвижения, постоянно совершенствовать их и осваивать новые. Если финансы не позволяют приобрести игровой комплекс, создайте уровни, используя мебель. Например, поставить стол так, чтобы дети залезали на него, спрыгивали и проползали под ним.
-
Спортивный центр
Содержание оборудования в спортивном центре: Кегли, кольцебросы, обручи, скакалки, мячи, городки, ортопедическая дорожка, комплект элементов полосы препятствия, шахматные наборы, палки гимнастические.
-
Центр занимательной математики
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей. Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени. Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы- матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д. Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки, считалки; Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений, в группах ДОУ организуются центры занимательной математики. При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие: пространство время предметное окружение Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
-
Центр эксперементирования
В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
-
Центр речевого развития.Содержание речевых уголок в группах ДОУ
1. Картинки по лексическим темам (альбомы). 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
-
Центр театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детскоготворчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своеотражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенкухочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли,стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало .
-
Оснащение театральной зоны
На примере группы раннего возраста:Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаныйна всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы – образы людей, животных,театр бибабо.Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»,«Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр итеатр плоскостных игрушек.Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшиемузыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
-
Музыкальный центр активности.Музыкальный уголок является неотъемлемойсоставляющей предметно-развивающей среды в группахдетского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальныхзанятий, организации самостоятельной деятельности детей, углублениеприобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков,организации творческого музицирования дошкольников.Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется потрем основным блокам: восприятие музыки; воспроизведение музыки; музыкально-творческая деятельность. В самостоятельной практике очень важно использовать слушаниеклассической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальныхсказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующуюпсихическому расслаблению детей.
-
Уголок природы
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
-
Центр конструирования
Уголок конструирования наиболее разнообразен и богато оснащён: так например в группах старшего возраста в центре конструирования должны присутствовать металлические с креплениями на гайках и винтах. Пластиковые скреплениями-скобами. Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов.Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы(с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад». Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки ифото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографиинаселённого пункта, где проживают дети. Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы,природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостныхизображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград, Строительном материале из коробок разной величины.
-
Оснащение центра безопасности на примере старшей и подготовительной групп.
• дидактические игры; • учебные макеты, перекрестки; • книги разных авторов на соответствующую тематику; • справочная литература: энциклопедии, справочники; • строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера; • транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции); • настольно-печатные игры; • макеты нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами; • разные альбомы на данную тему, детскими рисунками; • сд-диски, видеодиски, художественные произведения по правилам дорожного движения; • альбомы со стихами и загадками, книжками-раскрасками; • иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей; • семейные проекты: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др. - плакаты: «Грибы: съедобные и ядовитые», «Ядовитые растения», «Закаливание», «Как устроен человек», «Спорт», «Виды спорта», «Уроки безопасности» - наборы дорожных знаков.
-
Центр художественно-эстетического творчества
Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность; использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность; оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры).
-
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.; -Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей; -Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям; -Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню. На базе ДОУ создаются изостудии, в которых рядом с профессиональным педагогом каждый ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Здесь дети рисуют, лепят, знакомятся с творчеством художников. В изостудии собран богатый методический материал, литература, пособия. На творческой стене организуются тематические выставки работ дошкольников, а так же совместные выставки детей и родителей. Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников. Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.