Содержание
-
Нарушения голоса: виды и причины
Шереметьева Елена Викторовна
-
ПЛАН :
1.Нарушения голоса. 2.Центральные нарушения. 3.Функциональные расстройства: а)функциональная дисфония, б)функциональная афония, в)психогенная афония. 4.Органические нарушения. 5.Периферические нарушения. 6. Нарушения тембра голоса.
-
По свидетельству болгарского фониатра И.C.Макси-мова, нарушения голоса наблюдаются у 30-41(из100)учащихся начальных классов. Д. К. Вильсон, анализи-руя результаты обследования состояния голоса у де-тей в разных странах, указывает частоту патологии от 1 до 21.Такой разброс результатов, видимо, можно объяснить различными критериями оценки и услови-ями, при которых проводились обследования. В отечественной литературе сведения о количестве детей с патологией голоса ещё более скудные.Ю. С. Василенко и С.Е.Уланов проводили обследование детей в большом возрастном диапазоне от 5 до 17 лет и у 11,7%обнаружили нарушения голосовой функ-ции различного характера. Осмотр Г. Д. Михайловой 3.000 дошкольников выявил значительное число детей с заболеваниями глотки,гортани, значительная часть которых сопровождалась расстройством голоса.
-
Нарушения голоса — это отсутствие или рас-стройство фонации вследствие патологичес-ких изменений голосового аппарата. Классификация нарушений го- лоса принята, исходя из: характера патологии, ее локализации, этиопатогенеза. Методы коррекционной лого- педической работы будут разными, в зависи-мости от вида нарушения. Нарушения голоса могут быть центральны-ми и периферическими.
-
Центральные нарушения связаны с патологическими изменениями в центральном отделе голосового аппарата. Центральные нарушения голоса бывают: -функциональные, - органические. Это имеет значение для выбо- ра методов специализирован- ного (фониатрического) лече- ния и приемов логопедичес- кой работы.
-
Следует помнить, что деление го-лосовойпатологии на органичес-куюи функциональнуювесьма ус-ловно , так как органические изме-нения могут привести к функцио-нальным сдвигам, которые имеют стойкий характер, а нарушения нормальной функции голоса могут выз- вать серьезные органичес- кие изменения.
-
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в горта-ни, поэтому в процессе занятий восстанавли-вается нормально звучащий голос. У детей встречаются реже, чем у взрослых. Функциональные нару- шения предполагают нарушения функций, сбой в деятельности центральной нервной системы. Функциональная дисфония имеет место при отсутствии органичес- ких поражений в области гортани.
-
Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным— хриплым, слабым, вибрирующим и тому подобное. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро истощающийся.Помимо основных дефектов голоса— утраты силы, звучности, искажения тембра — отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений — помехи, постоянное першение, давление, боли. Различают виды дисфоний:
-
—гипотонусная дисфония — обусловлена снижением мышеч- ного тонуса голосовых складок, при фонации остается щель виде вытянутого овала или треугольной формы в задней трети гортани; —гипертонусная дисфония — обусловлена повышением мы- мышечного тонуса голосовых складок, при фонации наблю- дается плотное соприкосновение голосовых складок с впе- чатлением «наползания» одной складки на другую; —спастическая дис- фония-обусловлена спазмами в области гортани и дискоор- динацией дыхания, фонации и артикуля- ции; ларингоскопи- ческая картина представлена судо- рожным смыканием голосовых складок;
-
При гипокинетической (паретической) дисфонии голосовые складки обычно слегка гиперемированные, при фонации образуется различной формы (овальная, треугольная) щель. Голос глухой, сиплый. Для гиперкинетической (спастической) дисфонии характерно состояние спастического гиперкинеза мышц гортани с преобладанием тонического спазма. Во время фонации отмечается судорожное сближение голосовых складок и складок преддверия. Голосовые складки не изменены, подвижны, при фонации находятся в состоянии резкого напряжения.
-
—фонастения — характеризуется нарушением координации дыхания, фонации и артикуляции нафоне особой невротической предрасположен- ности (например, страх потерять голос перед выступлением);—патологическая мутация — может быть: а)замедленной, когда изменения голоса происходят на несколько лет позже обыч- ного; б)затянувшейся, когда клинические прояв- ления мутации затягиваются на несколько лет; в)неполной, когда не происходит полного превращения голоса ребенка в голос взрослого человека
-
Разновидностипричин нарушений голоса:— нарушения голоса вследствие покраснения и утолщения краев голосовых складок из-за сис- тематического перенапряжения голоса;— нарушения голоса вследствие кровоиз- лияния в голосовую складку –гематома возникает в результате сильного крика или кашля;— нарушения голоса вследствие воспалительного процесса в области трахеи из-за нарушения режима давления в подскладочном простран- стве во время пения
-
У детей может наблюдаться также и функцио-нальная афония (отсутствие голоса). Характер-ной ее чертой является нестойкость патологи-ческихизменений в гортани и возможность по-явления звучного голоса при кашле. Афония - отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специ- альных упражнений.При афо- нии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке.
-
Примером центрального функционального нарушения голоса может служить также и психогенная афония –это полная потеря голоса вследствие сильного эмоционального потрясения, при этом громкий кашель и смех сохранны.
-
Органические нарушения голоса обусловлены, как правило, центральными параличами и па-резами; входят в структуру дефекта при дизартрии и некоторых формах афазии. При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надстав- ной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию го- лоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно от- личаются от нормы.
-
Периферические нарушения голоса возникают при патологических изменениях в перифери-ческой части голосового аппарата функцио-нального и органического характера. Периферические нарушения связаны с патологическими нарушениями в перифери- ческой части голосового аппарата. К периферичес- ким нарушениям иногда относят и расстройства го- лоса у слабослышащих и глухих детей.
-
Причины нарушения голоса:1)органические изменения, не связанные с пе-ренапряжением голоса и неправильной манерой голосоведения, а связанные с другими объективными причинами, такими, как: паралич, парез голосовых складок (центрального, и периферического характера), полип, опухоль на голосовых складках при гормональном сдвиге или нару- шении обмена веществ, врожденная или приобретенная в результате травмы, болезни патология гортани, глотки, рта и носа
-
2)органические изменения, вызванные перена-пряжением голоса, неправильная манера голосоведения может вызывать повреждение голосовых складок и нарушать координированную работу мышц гортани, ярким при- мером может служить кро- воизлияние в голосовую складку, узелки, утолщение краев и покраснение голо- совых складок
-
3)психоэмоциональные факторы и неправиль-ная манера голосоведения, влекущие за собой функциональные изменения как центральной, так и периферической части голосового аппа-рата;4)другие причины, способствующие развитию нарушений голоса — аллергии, заболевания верхних дыхательных путей; гормональные нарушения; всевозможные шумы—ав- томобильный, музыкаль- ный,в цехе,в спортивном зале , в школьном классе, в студенческой с аудитории.
-
Особенно велика голосовая нагрузка у актеров, певцов, лекторов. С повышенной голосовой нагрузкой работают учителя, переводчики, воспитатели детских садов, телефонисты, комментаторы, продавцы, руководители учреждений и предприятий. Профессиональными нарушениями голоса считают патологические состояния гортани, в основе которых лежат систематическое перенапряжение голоса и грубые нарушения техники голосообразования.
-
—нарушения голоса вследствие доброкачественных образований гортани — узелки, полипы, кисты, папилломы ,фибромы и т.д.; —узелки голосовых складок (наиболее часто встречающаяся патология как у детей, так и у взрослых), непосредственная причина-форсированная манера голосоведения, систематическое перенапряжение голоса;
-
— нарушения голоса вследствие перифери- ческих парезов и параличей гортани, кото- рые возникают при повреждении возврат- ного нерва, иннервирующего мускулатуру гортани;— отсутствие голоса после операции по удалению гортани.(ларингоэктомия проводится вследствие злокачественных новооб- разований гортани).
-
Перенапряжение голоса можно трактовать как сочетание многочисленных вредных привычек. Формы пе-ренапряжения голоса: --визг, --крик, --твердая голосовая атака, --чрезмерная разговорчивость --частое откашливание, --напряженная вокализация. К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Перенапряжение голоса может быть: -кратковременным и очень сильным, -умеренным, но длительным.
-
Специфические нарушения тембра голоса: 1. Он может изменяться из-за нарушения строе-ния одной или нескольких частей го- лосового механизма. 2. Физио- логическое состояние ние мышц и поверхнос- тей гортани, глотки, по- лостей носа и рта должно соответствовать норме. 3. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки(как хронические, так и острые). 4. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат: при неправильном использовании он может изменяться.
-
Ряд учёных, занимающихся проблемой наруше-ния голоса, в том числе и Д.К. Вильсон, выделяют разновидности нарушений тембра. Рассмотрим самые основные из них. Огрубление голоса. Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикро-тической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани,а также частым возникновением твер- дой голосовой атаки(когда голос слы- шится сдавленным и резким). Огрубе- лый голос может иметь сниженную вы- соту тона, а также быть слабым, пос- кольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне.
-
Придыхание.Голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками и похожих на шепот компонентов шума,(т.е. к голосу добавляется шумовой компонент). Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шу- мовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыхании фонация пропадает и остается только шепот.
-
Охриплость. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей; иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных забо-леваний. Нельзя оставлять без внимания охрипло-сть, которая сохраняется более 10 дней! Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию.
-
Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно. Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук кон- центрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей.
-
ВЫВОД: Нарушения голоса у детей - сложная проблема, требует пристального внимания специалистов. Во многих случаях причины нарушений неизвестны или неясны, по- этому таких детей необхо- димо тщательно и всесторон- не обследовать, т. к. без точ- ного диагноза невозможно разработать исчерпываю- щий план лечения. Установление диагноза и реабилитация, как правило, требуют длительного времени и терпения.
-
ЛИТЕРАТУРА : Максимов И. Фониатрия. — М., 1987. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. – М., 2005. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С Танталова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М., 1984.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.