Содержание
-
Нормативно-правовая база инклюзивного образования в России
-
Нормативно-правовая база
международные (подписанные СССР или Россией); федеральные(Конституция, законы, кодексы- семейный, гражданский и др.); правительственные( постановления, распоряжения); ведомственные(Министерства образования СССР и РФ); региональные.
-
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948года Декларация прав ребенка ( провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г.) Декларация о правах умственно- отсталых лиц (от 20 декабря 1971г.) Декларация о правах инвалидов( 09 декабря 1975г.), которая признала все гражданские и политические права инвалидов. Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.). Это основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов. Саламанкская декларация «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» Конвенция о правах инвалидов .
-
Федеральные документы
1. Конституция РФ, статья 43; 2. Федеральный Закон «Об образовании» 3.Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,1995г 4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24. 07. 1998г.№124-ФЗ. 5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ( утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02 2010г., Пр-271)
-
Документы Правительства РФ
Постановление Правительства РФ№288 от 12. 03.1997г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г.№163-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. № 175. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ».
-
Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(Приказ Минобрнауки РФ от 23. 11.2009г. №655); «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ( Письмо Минобрнауки от 21.10.2010г.№03-248); "Рекомендации по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях" (Минобразование России) 31.07.2ОО2г. № 271/23-16
-
Ведомственные документы
Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Минобрнауки от 16.04.2001г.№29/1524-6); «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» (Письмо Минобрнауки РФ от 18 04 2008г. №АФ-150/06). В данном письме рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» ( Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002г.№03-51-5ин/23-03);
-
Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.)Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможности получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей, обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования.
-
Конвенция о правах инвалидов
Статья 24 Образование 1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯПРОГРАММА«Доступная среда»на 2011-2015 годы
глава 9. Создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов Требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов, технических средств, специально подготовленных педагогов, медицинское обслуживание, социальные и иные условия
-
ФЗ «Об образовании»
Статья 2 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
Статья 3 Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивностьсистемы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
-
Национальная образовательная инициатива Наша новая школа (2010 год)
школа для всех школа личностного развития школа психологического комфорта школа здоровья
-
Профессиональный стандарт педагога
Необходимость овладения новыми компетенциями: Работа в условиях программ инклюзивного образования Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
-
СФГОС для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.
-
Потребность в дифференцированном ФГОС для детей с ОВЗ
Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ-разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям
-
Предмет стандартизации – требования:
крезультатам образования структуре основной программы условиям образования конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
-
«Академический» компонент
Накопление ЗУН для их активной реализации в настоящем и будущем для личного, профессионального и социального развития
-
Компонент «жизненной компетенции»
Овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни
-
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Овладение навыками коммуникации Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
-
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
Полноценное освоение первого варианта СФГОС ребенком с ОВЗ в обычной школе возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную помощь в формировании жизненной компетенции. Ребенок получает цензовое образование - сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья
-
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося. Ребенок получает цензовое образование, но в иные - пролонгированные - сроки, находясь в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса
-
Третий вариант СФГОС (не цензовый)
Ребенок получает школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции применительно к каждой области образования. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции. Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними.
-
Четвертый вариант ( индивидуальный уровень образования)
Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция ребенка от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты. Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».
-
Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ:
-
-
Какие надо внести изменения в законодательство для развития инклюзиии?
Специальные стандарты Создание специальных условий для обучения и воспитания Нормативы финансирования Ранняя помощь Профессиональное образование
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.