Содержание
-
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 – компенсирующего вида» г. ЕфремовНовые подходы к решению проблем формирования стойких коммуникативных умений у дошкольников
Подготовила: педагог-психолог Майорова О.В.
-
«Единственная настоящая роскошь – это роскошьчеловеческого общения»Антуана де Сент- Экзюпери:
-
Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными.
-
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребёнка дошкольного возраста.
В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А.Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (М.И.Лисина, А.В.Запорожец), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин, З.Н.Богусловская). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребёнка к обучению в школе (М.И.Лисина, А.Г.Рузская), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития.
-
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено социально-коммуникативному развитию.Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с общим недоразвитием речи, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений. Применительно к детям с речевыми нарушениями этот вопрос является наиболее острым, так как тесно связан с проблемой их социальной адаптации как внутри детского объединения, так и вне его.
-
Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:- сотрудничать; - слушать и слышать; - воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;- говорить самому.
-
Основная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая по принципу Л.С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.
На какие бы индивидуально-личностные и возрастные характеристики дошкольников не была рассчитана педагогическая работа, её выстраивание должно соответствовать ряду общих принципов: •принцип интеграции (взаимосвязь с другими видами деятельности), •принцип разнообразия тематики и методов работы, •принцип максимальной активности детей, •принцип сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого), •принцип возрастания компетентности педагога в вопросах развития коммуникации, •принцип индивидуального подхода к детям, •принцип игровой подачи материала. В практике существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические. •Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины). •Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. •Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
-
Большая роль в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста отводится игре.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть. «Комплимент» - похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова. Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру». Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов: «Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча». Игры для выразительности речи: «Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга». Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации: Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения. «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения» «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».
-
Психологическая игра представляет собой смоделированную ситуацию, в которой человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и об окружающем мире. Психологическая игра полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем(например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости и др.), «проработав» их в игровой ситуации.Помимо навыков общения, с помощью психологических игр можно формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.
Игры для развития эмпатийного поведения: «Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу. «Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить. Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок. Ситуации-общения: «Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его», «Малыш плачет, как его успокоить». Приглашаем в гости малышей для совместной игры и общения Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников: Игры, помогающие детям в общении друг с другом: «Кто у нас хороший», «Ручеек» Игры, помогающие в общении со взрослыми: « Интервью», «Салки»
-
“Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно”детский психолог М.И. Лисина.
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.