Содержание
-
О Х Р А Н А Т Р У Д АВ О Т Р А С Л И
В.А.Батлук, Г.Г.Гогіташвілі Охорона праці у будівельній галузі, Навч.посібник - Київ: «Знання», 2006, 550 с. В.В.Зацарний, Р.В.Сабарно Охорона праці, Навч.посібник для дистанційного навчання -Київ:2006, 303 с.
-
путей, методов и средств обеспечения условий производственной среды и безопасности труда в отрасли составляющих и функционирования СУОТ в соответствии с действующими законодательными и другими нормативно-правовыми актами. Охрана труда в отрасли нормативная дисциплина с целью формирования у будущих специалистов знаний по состоянию и проблемам ОТ в отрасли изучается в ВУЗах в соответствии с направлением их подготовки,
-
2.1. Состояние условий труда в отрасли. 2.2. Улучшение состояния производственной среды, уменьшение тяжести и напряженности трудового процесса. 3.1. Травмоопасные производственные факторы и состояние производственного травматизма в отрасли 3.2. Повышение безопасности работы и профилактика производственного травматизма в отрасли Содержание курса «ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ» Раздел 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОТРАСЛИ, ЕЕ СОСТАВ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ ТРУДАИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ В ОТРАСЛИ Раздел 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В ОТРАСЛИ Раздел 4. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОТРАСЛИ
-
Графикучебногопроцесса Лекции 9 часов 8 Лаборатор. работа 9 часов 8 Консультации 2-4 часа 1-2 Зачет 4-6 часов 1 Итого: 18 часов ауд.занятий
-
ктн доцент каф. БЖД ХНАДУ Богатов Олег Игоревич
-
Письменная работа 1. Конкурс на лучшую научную работу студента по теме «Оптимизация системы охраны труда на предприятии» до 28.12.2007 2. Раздел дипломного проекта по вопросам охраны труда 3. Экзаменационная работа 4. Доклад на студенческую конференцию ХНАДУ 5. Тезисы доклада на международную студенческую конференцию 6. Всеукраинский конкурс на лучшую научную работу студента
-
Содержание работы 1. Характеристика рабочего места (Аттестация рабочего места) 2. Разработка предложений по улучшению условий труда 2.1. Технические мероприятия 2.2. Организационные мероприятия (Правила техники безопасности) 3. Расчет экономического эффекта (Повышение производительности труда в результате улучшения его условий) ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 15-20 страниц с расчетами
-
Охрана труда в процессе труда система лечебно-профилактических санитарно-гигиенических организационно-технических социально-экономических правовых мероприятий и средств направленных на сохранение здоровья работоспособности человека
-
Условия труда
в процессе труда оказывающих влияние на здоровье работоспособность человека производственной среды трудового процесса совокупность факторов
-
фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к Вредный Опасный Производственный фактор заболеванию или снижению трудоспособности травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья
-
Вредные факторы
Физические Химические Биологические Психофизио- логические освещение вибрация производственный шум, ультразвук, инфразвук ионизирующие излучения неионизирующие ЭМП и излучения микроклимат патогенные микроорганизмы живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах микроорганизмы-продуценты вещества биологической природы, которые получены химическим синтезом вещества химического происхождения
-
Законодательная и нормативная база Украины об охране труда Конституция Украины Закон Украины “Об охране труда” Кодекс законов о труде Украины Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности" Государственные межотраслевые нормативные акты об охране труда Государственные отраслевые нормативные акты об охране труда
-
Государственный межотраслевой нормативный акт об ОТ – это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины, независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности Структура обозначения ДНАОП
-
Государственный отраслевой нормативный акт об ОТ – это НАОП, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от их форм собственности, которые относятся к определенной отрасли Структура обозначения НАОП
-
Тема 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОТРАСЛИ, ЕЕ СОСТАВ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
-
Государственное управление ОТ и организация ОТ на производстве
-
Система управления ОТ(СУОТ)
по осуществлению заданий и функций управления совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную планомерную деятельность с целью здоровых безопасных высокопроизводительных условий труда обеспечения
-
Функции управления охраной труда
1. прогнозирование и планирование работ, их финансирование 2. организация и координация работ 3. учет показателей состояния условий и безопасности труда 4. анализ и оценка состояния условий и безопасности труда 5. контроль за функционированием СУОТ 6. стимулирование работы по совершенствованию ОТ
-
Задачиуправления охраной труда
1. обучение работников безопасным методам труда и пропаганда вопросов ОТ 2. обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий и сооружений 3. нормализация санитарно-гигиенических условий труда 4. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 5. обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха 6. организация лечебно-профилактического обслуживания 7. профессиональный отбор работников отдельных профессий 8. усовершенствование нормативной базы по вопросам ОТ
-
C У О Т
Собственник предприятия Служба охраны труда Руководители структурных подразделений Кабинет Министров Украины Министерства Органы исполнительной власти Исполнительные органы самоуправления Государственные органы надзора Государ-ственное управление охраной труда Управление охраной труда на предприятии Участие в управлении охраной труда Уполномоченный и комиссия по охране труда предприятия Фонд страхования
-
Государственные инспекции Госнадзорохрантруда Кабинет Министров Украины Национальный Совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения Государственный департамент по надзору за охраной труда Министерства труда и социальной политики (Госнадзорохрантруда) Совет Министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская госадминистрации Районные госадминистрации Городские госадминистрации Органы местного самоуправления Предприятия негосударственной формы собственности, не имеющие управляющей организации Территориальные управления Госнадзорохрантруда Министерства, другие центральные органы исполнительной власти Объединения предприятий (концерны, корпорации, ассоциации, компании) Предприятия и их объединения, входящие в сферу управления центрального органа исполнительной власти Предприятия, входящие в сферу управления объединений предприятий Через разрешительную систему Структурная схема управления охраной труда
-
Субъект управления Исполнительный орган Орган управления Объект управления Управленческая информация Информация о состоянии объекта Управляющее воздействие Внешняя информация Внешнее возмущающее воздействие Структурная схема системы управления
-
Уровневая схема функционирования СУОТ
-
Изменения технологического процесса, оборудования, условий труда, несчастные случаи, травмы, заболевания и т.д. Служба охраны труда Принимает решения, направленные на повышение уровня безопасности труда Функционирование типовой СУОТ предприятия Работодатель Анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях Проводит организационно-методическую работу по управлению ОТ Подготавливает управленческие решения и контролирует их своевременную реализацию Внешнее возмущающее воздействие
-
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти: 1. проводят единую научно-техническую политику в области ОТ; 2. разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды при участии профсоюзов; 3. осуществляютметодическое руководство деятельностью предприятий отрасли по ОТ; 4. заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда ; 5. принимают участиев обработке и пересмотре НАОП; 6. организовывают обучение и проверку знаний по вопросам ОТ; 7. создают в случае необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают выполнение других требований законодательства, которое регулирует отношения в сфере спасательного дела; 8. осуществляют ведомственный контроль за состоянием ОТ на предприятиях отрасли. Для координации, совершенствования работ по ОТ и контроля за этими работами в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по ОТ.
-
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по их соответствию нормативно-правовым актам по ОТ. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за ОТ: 1. осуществляет комплексное управление ОТ на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за выполнением функций государственного управления ОТ министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров АРК, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления; 2. разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение; 3. осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по ОТ или изменения в них;
-
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за ОТ: 4. координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров АРК, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды; 5. получает безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров АРК, местных государствен-ных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информа-цию, необходимые для выполнения возложенных на него задач; 6. принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, обрабатывает и подает в установленном порядке предложения относительно совершенствования и постепенного приближения действующего законодательства по ОТ к соответствующим международным и европейским нормам. Решения, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за ОТ в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров АРК, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют наемный труд.
-
Совет министров АРК, местные государственные администрации в пределах соответствующих территорий: 1. обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области ОТ; 2. формируют при участии представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев иобеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов; 3. обеспечивают социальную защиту наемных работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по ОТ; 4. вносят предложения по созданию региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности; 5. осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности НАОП. Для выполнения указанных функций в составе Совета министров АРК, местных государственных администраций создаются структурные подразделения по охране труда, которые действуют согласно типовому положению, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, а также на общественных началах - советом по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
-
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: 1. утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов; 2. принимают решения по созданию коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных коллективов, соблюдение требований по ОТ работников, занятых на этих объектах. Для выполнения указанных функций сельский, поселковый, городской совет создает в составе своего исполнительного органа соответствующее подразделение или назначает специалиста по ОТ. Полномочия в области ОТ ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединением функций в их аппаратах создаются службы ОТ. Полномочия в области ОТ ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединением функций в их аппаратах создаются службы ОТ.
-
Управление ОТ Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда соответствующие нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области ОТ. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления ОТ, а именно: ‑ создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов ОТ, утверждает инструкции об их обязанностях, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение; ‑ разрабатывает при участии сторон коллективный договор и реализует комплексные меры по достижению установленных нормативов и повышения существующего уровня ОТ; ‑ обеспечивает выполнение необходимых профилактических мероприятий в соответствии с меняющимися обстоятельствами; ‑ внедряет прогрессивные технологии, достижение науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по ОТ и т.п.; ‑ обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования, мониторинг за их техническим состоянием; ‑ обеспечивает устранение причин, которые приводят к несчастным случаям, профессиональным заболеваниям, и осуществлению профилактических мероприятий, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;
-
С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления ОТ, а именно: ‑ организовывает проведение аудита ОТ, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования, аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по ОТ в порядке и сроки, которые определяются законодательством, и по их итогам принимает меры к устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов; ‑ разрабатывает и утверждает положение, инструкции, другие акты по ОТ, которые действуют в пределах предприятия, и устанавливают правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ, безвозмездно обеспечивает работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по ОТ; ‑ осуществляет контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по ОТ; ‑ организовывает пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области ОТ; ‑ принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев. Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение требований по ОТ.
-
Обучение по вопросам ОТ
-
Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, должны каждый год проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по ОТ. Обучение по вопросам ОТ должны проходить Р а б о т н и к и при принятии на работу в процессе работы за счет работодателя инструктаж обучение по предоставлению первой медпомощи пострадавшим от несчастных случаев правил поведения в случае возникновения аварии. по вопросам ОТ
-
Инструктажи по вопросам ОТ Целевой Вводный С учащимися при зачислении в учебное заведение В случае экскурсии С учащимися на производственной практике С прибывшими работниками других организаций Со всеми работниками, которых принимают на работу Первичный Перед началом изучения нового предмета – по общим требованиям Перед выполнением заданий с использованием техники Перед началом занятий с вредными факторами С командированными При выполнении новой работы При переводе с одного производства в другое С вновь принятым на работу Повторный На остальных работах – 1 раз в 6 месяцев На работах с повышенной опасностью – 1 раз в 3 месяца При проведении работ с нарядом-допуском, распоряжением и т.д. При ликвидации аварии, стихийного бедствия При выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым соглашением Внеплановый При перерыве в работе > 30 суток для работ с повышенной опасностью и 60 – для остальных работ При выявлении незнания работником требований безопасности При нарушениях работником нормативных актов При изменении технологических процессов При изменении нормативных актов
-
Государственный надзор и общественный контроль за ОТ
-
Решения комиссии имеют рекомендательный характер. С целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды на предприятии по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам ОТ. - специалисты по безопасности, гигиены труда и других служб предприятия. - уполномоченное нанимаемыми работниками лицо; - представители профессионального союза; - представители работодателя; Комиссия по вопросам ОТ
-
В соответствии с Рекомендациями ГосНадзорОхранТруда по применению “Порядка разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии”, утвержденного приказом ГосНадзорОхранТруда от 12.12.1993г. №132, к основным нормативным актам предприятия относятся: Положение о системе управления ОТ на предприятии Положение о службе ОТ предприятия Положение о комиссии по вопросам ОТ предприятия Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам ОТ Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам ОТ Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие нормативных актов об ОТ Положение об организации предварительного и периодического медицинских осмотров работников Положение о санитарной лаборатории предприятия Инструкция по охране труда для работающих по профессиям и видам работ Инструкции о порядке проведения сварочных и других огневых работ на производстве Общеобъектовые и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности Перечень работ с повышенной опасностью Перечень должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверки знаний по охране труда Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые работают во вредных условиях Приказ о порядке обеспечения работников предприятий спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.