Содержание
-
«Обучение детей составлению фантастических рассказов системного характера»
Подготовила: Алиева АйжанГалимжановна МДОУ «Детский сад №17»
-
Цель: составление связных текстов фантастического содержания.
Задачи: -воспринимать и понимать алгоритм составления фантастического текста с опорой на схему; -учить детей отличать фантастических героев от сказочных; -развивать творческое воображение и мышление при составлении фантастического рассказа; -учить самостоятельно начинать рассказ, развивать сюжет и завершать его.
-
Общая характеристика текстов фантастического планаГлавная отличительная особенность текстов фантастического содержания- - это образность с высокой степенью условности; -открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей; -естественных пропорций и форм изображаемого объекта.
-
В основе текстов фантастического содержания - техническая или научная проблема, решение которой возможно в будущем. Используя это основное понятие, мы делали упор на научную проблему, в которой учитывались законы развития систем. Старались направить работу таким образом, чтобы на первый план выходил прогноз развития объектов, а не нарушение реальных логических связей.
-
Точность, конкретность признаков времени и места также присуща фантастике. Это отличает ее от сказки, где необычность, отвлеченность признаков времени и места очаровывает воображение слушателя. Еще одной отличительной особенностью фантастического текста можно считать повествование. Идет перечисление действий, событий, происходящих в окружающем мире. Особенностью произведений фантастического жанра является некая реальность, но с необычными свойствами. Для того, чтобы научить детей составлять связное высказывание фантастического характера, их вначале необходимо познакомить с основными отличиями сказки от фантастики
-
Основные отличительные особенности сказочного и фантастического текстов
-
Подготовительная работа по составлению фантастических текстов
-
Творческие задания по обучению детей анализу героев и их действий в фантастических рассказах
-
Основные этапы обучения старших дошкольников составлению текстов фантастического содержания
Составление текстов фантастического содержания осуществляется с помощью "чудесного экрана" (системного оператора) и "эвроритма" (метода фантазирования, основанного на законах развития систем). Обучение включает в себя три этапа. 1 этап - составление текста фантастического плана, основанного на первом уровне прогноза (удаление отрицательного свойства у реального объекта). Например: фантастический рассказ о том, как появился и использовался в быту пылесос, у которого не надо было убирать пыль из мешка - она сама складывалась в кирпичики. 2 этап - составление текста фантастического плана, основанного на втором уровне прогноза (объекта нет, а функция выполняется). Например: фантастический текст, в котором рассказывается об изобретении стен в квартирах, которые сами втягивают в себя пыль и из-за этого становятся прочнее. 3 этап - составление текстов фантастического плана, основанных на свертывании функции (в частности, не надо убирать пыль вообще, т. к. ее попросту нет). Например: рассказ о том, как люди живут в городе, где совсем нет пыли, т.к. ни одежда, ни люди ее не производят.
-
Цель I этапа - научить детей составлять связный текст фантастического содержания на основе улучшения объекта по какому-либо признаку. Используется системный оператор (девятиэкранная схема): В данном случае прошлое объекта не рассматривается (левая, не пронумерованная сторона). Порядок вопросов, задаваемых детям: Что это? (указание объекта) Какого его главное дело? (назначение, функция). В какой класс входит объект? (классификация, группа). Место, где осуществляется данная функция. Какие части есть у объекта? Что плохого в объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем? В какой класс будет входить объект? Будет ли это та же классификационная группа? Как изменится место работы объекта? Как изменятся составные части объекта? Как они будут выглядеть в будущем?
-
Базовый алгоритм составления текстов фантастического содержания
Базовый алгоритм составления текстов фантастического содержания остается тем же на всех трех этапах. Выбор времени и места действия. Выбор главного героя, его характеристика. Выбор увлечения героя. Определение отрицательных событий, которые мешают, вредят главному герою или его увлечению. Увеличение степени идеальности главного объекта, с которым имеет дело герой. Продолжение и улучшение дела героя (ИКР). Вывод, прогноз на будущее. Название рассказа.
-
Цель II этапа - учить детей составлять фантастическое высказывание, в котором объекта нет, а его функция выполняется (на примере бытовой техники, транспорта, предметов обихода и т.д.)
Порядок вопросов, задаваемых детям: Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция) Какие части есть у объекта? Что плохого в объекте? Как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем? Слишком много хлопот по улучшению объекта. Может, вообще от него откажемся? Самого объекта нет, а его основная функция нужна? Как и кем она будет выполняться?
-
Цель III этапа - учить детей составлять связный текст, в котором сворачивается функция объекта. Контрольные вопросы формируются по модели: Не рассматривается прошлое объекта и особого значения не придается подсистеме и надсистеме объекта. Цепочка контрольных вопросов: Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция) Что плохого в объекте? Как это исправить? Самого объекта нет, а его функция нужна. Что делать? В далеком будущем функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?
-
Методические рекомендации Освоение модели текстов фантастического содержания возможно с 6-летнего возраста. Рекомендуется строить схему алгоритма составления текстов фантастического содержания вместе с детьми.
-
СХЕМА АЛГОРИТМА СОСТАВЛЕНИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ТЕКСТАВ таблице представлен пример схематизации алгоритма, выполненной на основе предложений детей.
-
Героем рассказа необходимо выбирать человека, обладающего каким-либо увлечением. Дети должны иметь представления о качествах личности и о свойствах человека, необходимых для выполнения различной деятельности.На системном операторе рассматривается объект, о котором будет вестись повествование. Например: "Утюг".Рассматривание объекта на I этапе обучения идет следующим образом.
.
-
Рассказ, составленный подгруппой детей шести лет. "История про утюг". Однажды летом в Димитровграде произошла эта история. В этом городе жила семья: мама, папа и дочка у них была, Светочка. Света очень любила одеваться красиво, и у нее была кукла с красивой одеждой. Однажды, она пошла гулять с куклой и налетел ураган. Он испачкал и Свету, и ее куклу. Девочка пришла домой, и мама стала стирать платье Светы, а Света - у куклы. Все высохло, надо гладить. Маленькое и большое платье. Мама и Света сказали папе, что утюг неудобный - надо, что бы он был разным по размеру. Папа пошел в мастерскую к одному мастеру, и они сделали утюг раздвижной - большая подошва - гладит большое платье, а как только станет маленькая подошва - можно гладить у куклы. Мастер кнопочкой такой все это сделал. А еще он придумал пультик такой. Теперь мама телевизор смотрит, а утюг сам гладит платье. Этот новое изобретение понравилось друзьям семьи и всем людям, и мастер решил открыть свое дело и выпускать такие утюги. Все люди в мире стали пользоваться его открытием.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.