Содержание
-
ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ
-
Фонетический навык – действие по использованию фонетического материала в речи, доведенное до автоматизма, характеризующееся целостностью, отсутствием поэлементного осознания. Фонетический навык: слухопроизносительный навык, ритмико-интонационный навык. Слухопроизносительный навык –правильное, в соответствии с нормами изучаемого языка, восприятие услышанного звукового образца и адекватное его воспроизведение. Ритмико-интонационный навык - навык интонационного и ритмически правильного оформления и понимания речи других людей.
-
А.Н.Шамов: слухо-произносительные навыки- «навыки фонемно-правильного произношения всех изучаемых звуков в потоке речи, понимание этих звуков в речи других». Ритмико-интонационные навыки – «навыки интонационного и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других».
-
Требования к слухопроизносительнымнавыкам обучающихся в общеобразовательной школе. Правильное произношение - совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих его звуковое оформление. Аппроксимация - приближение к правильному /нормативному произношению языка
-
Б.В.Беляев не поддерживает идею обучения аппроксимированному произношению в школе: «Владеть языком – это значит не только оформлять посредством него свои мысли, но и передавать эти мысли другим людям, создавать речь, которую другие должны легко воспринимать и понимать. Для того чтобы другие без всякого труда воспринимали речь, говорящий должен строить эту речь в полном соответствии не только с лексическими, но и с фонетическими и грамматическими нормами используемого языка. В противном случае за восприятием речи, в которой допускаются отступления от фонетических и грамматических норм языка, может последовать или неправильное ее понимание, или же и вовсе непонимание». В общеобразовательных учреждениях учителя используют в своей практике. В учебных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка принцип аппроксимации может быть сведен к минимуму за счет наличия более благоприятных условий (расширенная сетка часов преподавания иностранного языка, наличие ТСО, присутствие носителей языка и др.).
-
Аппроксимация проявляется: 1\ в ограничении количества иностранных звуков и интонационных моделей, подлежащих усвоению; 2\ в приблизительном артикулировании некоторых звуков.
-
Отбор фонетического материала. Принципы отбора содержания фонетического минимума ( А.А. Миролюбов): принцип соответствия потребностям общения (включение звуков и интонационных моделей, способствующих коммуникации), стилистический принцип (обучение полному стилю произношения (не допускаются нарушения нормы), принцип нормативности произношения (не включаются диалектно окрашенные формы).
-
Подходы к формированию фонетических навыков: Артикуляторный Акустический Дифференцированный
-
Артикуляторный подход/звуко-интонационный\традиционный (представители - И.А. Грузинская, О.А. Норк, К.М. Колосов и др.). Сущность: каждый звук нуждается в тщательной проработке. изучение работы органов артикуляции необходимо для обеспечения чистоты произношения. формирование произносительных и слуховых навыков происходит раздельно. Исходя из основных положений были определены основные этапы работы со звуком. ориентировка. Учитель знакомит учащихся с положением органов артикуляции в момент произнесения звука, планирование. Ученики приводят свои органы артикуляции в нужное положение, артикулирование (произнесение звука), фиксирование. Фиксирование органов артикуляции в нужной позиции, отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом межъязыковой и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях.
-
Акустический подход - акцент делается на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков происходит не изолировано, а в речевом потоке, структурах и моделях. В основе упражнений находится повторение. Методисты считают, что для общеобразовательной школы в чистом виде подход не подходит, ссылаясь на большой процент ошибок Дифференцированный подход - большое внимание уделяется аудированию (как и в акустическом подходе) и возможности объяснения способов артикуляции доступным для учащихся языком, использованию транскрипции и формированию графемно –морфемных соответствий. В образовательных учреждениях получил широкое применение
-
Межъязыковые трудности фонемы, совпадающие или очень схожие в двух языках (([m], [n], [l]) является самой легкой. при обучении этим фонемам можно рассчитывать на перенос навыка их произношения из родного языка); фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью в двух языках (( [p] [b] [t] [d] [k] [g] )представляет наиболее сложную для обучения трудности. Здесь может возникнуть интерференция (отклонение от системы иностранного языка под воздействием родного- негативный перенос с родного языка на иностранный); фонемы, отсутствующие в родном языке ( [w] [ 0] [n] и др.)– вызывает существенные трудности). Внутриязыковые трудности связаны, прежде всего, с позиционными изменениями фонем в связной речи.
-
Этапы работы с произношением 1. формирование фонетических навыков (2-3 классы); 2 совершенствование фонетических навыков (4-7 классы) 3. поддержание фонетических навыков (8-11 классы).
-
Последовательность изучения фонетического материала определяется задачами развития устной речи и чтения. В разных учебниках для одного и того же класса в зависимости от последовательности изучения речевых образцов будет разная последовательность изучения фонетического материала.
-
Этапы работы предъявление звука во фразе, слове, изолированно; 2. Объяснение артикуляции; 3. воспроизведение (проговаривание) учащимися звука за учителем в сочетании с другим звуком, затем в слове, словосочетании, фразе (многократное воспроизведение звука учащимися); 4. знакомство с транскрипционным значком звука; 5. чтение звука\ слова с данным звуком, словосочетаний с данным звуком, произнесение слова и фразы в целом (за диктором/учителем/ хором/ индивидуально).
-
Система упражнений при формировании фонетических навыков Упражнения на имитацию послушай и повтори за диктором слова, фразы, короткие тексты. ( работа может проводиться в парах, хором, индивидуально. На имитацию предлагаются скороговорки, стихи, короткие диалоги, песенки, в которых часто повторяются изучаемые звуки); задание на чтение русских фраз с английским акцентом.
-
Упражнения на идентификацию и дифференциацию соотнесите транскрипционные значки с буквами и буквосочетаниями; прослушайте и скажите, в каких словах использовались следующие звуки; подчеркните слова, в которых есть этот звук; хлопните в ладоши, когда услышите этот звук; распределите по колонкам слова со звуками; выберите лишнее слово в цепочке слов, обратите внимание на их звучание; найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных;
-
прочитайте вслух и выпишите слова, в которых есть следующие звуки; поделите следующие слова на слоги и запишите их в транскрипции; выпишите из текста сложные слова, проставьте в них ударение. разложите карточки с изученными звуками по признаку: гласные-согласные, монофтонги-дифтонги, звонкие-глухие согласные; назовите буквы и транскрипционные значки, написание которых совпадает/не совпадает; отметьте паузы в прослушанном тексте, прослушайте две фразы, определите, в какой из них выражается просьба/приказание; прочитай следующие предложения, объясни, какой тон (повышающий или понижающий) следует в них использовать. фонетические диктанты: запись за диктором изолированных звуков, слов и небольших предложений в транскрипции; установление ударения в прозвучавших словах, имитационная разметка услышанных коротких фраз.
-
Упражнения на подстановку вставьте пропущенный звук в слово и переведите его; какого звука не хватает в следующих словах; вставьте пропущенные слова в рифмовку; найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных.
-
Упражнения на трансформацию Инструкции: трансформируйте слова, меняя один звук/добавляя букву; переведите слова. Учащиеся часто допускают ошибки в ударении. Необходимо привлекать внимание учащихся к смещению ударения в тех случаях, когда слова пишутся одинаково, но в одном случае являются существительными, а в другом – глаголами. Задание строится на оппозиции существительное (ударение на первом слоге) – глагол (ударение на втором слоге). Трансформация может происходить в случае употребления логического ударения в предложении. Например, he can do it. He can do it/ he can do it. Трансформация может происходить в случае изменения отношения говорящего к высказыванию. Так, одно и тоже предложение можно произнести по-разному, если человек встревожен, обрадован и т.д.
-
Конструктивные упражнения составление слов из транскрипционных значков; создание новых слов путем добавления звуков; составление слов, записанных транскрипционными значками, из разрозненных слогов. Можно продолжить слова и произнести их. упражнение «снежный ком»: слова можно произносить с конца или начала предложения. Данные упражнения полезны как для отработки звуков, так и ритма. составление слов из предложенных частей слов и выделение в образованных словах ударных слогов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.