Содержание
-
Требования к индивидуальным занятиям по коррекции звукопроизношения. Структура.
Учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №34 комбинированного вида» Фадеева Н.П.
-
“Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь” Китайская мудрость
-
Основные принципы: системности и последовательности; сознательности и активности; дифференцированный и индивидуальный подход; наглядности; от простого – к сложному.
-
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. По форме - индивидуальные (с отдельными детьми) и подгрупповые занятия (со сходными речевыми нарушениями) Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, коррекция произношения дефектных звуков с учетом возможностей каждого ребенка. На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связанной речи. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 минут, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.
-
Требования к логопедическим занятиям.
сформулировать тему и цель занятия; определить этапы занятия, взаимозависимость и целенаправленность каждого этапа и их последовательность; последовательно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям; разнообразитьзанятие при помощи игр и игровых приемов; учитывать зону ближайшего развития ребенка; осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям; использовать разнообразный и красочный наглядный материал; уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
-
Максимальная коммуникативная направленность занятий. Говорили дети - упражнялись в общении Активизация мыслительной и речевой деятельности. Оречевление мыслительной деятельности (подумал - сказал). Одновременная (но не на равных) работа над всеми компонентами речи (в зависимости от вида занятия). Представлены по возможности все виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение. Формирование готовности к обучению (в плане развития познавательной деятельности). Развитие: внимания, памяти, переключения с одного вида деятельности на другой, формирование темпа деятельности, самоконтроля, взаимопроверки. Достаточно высокий уровень коррекционного обучения (выбор речевого материала и методов обучения)
-
Организационно-сюжетная основа занятий
сказочных сюжетов; элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; литературных персонажей; известных и придуманных игр; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и пейзажных картин; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно; настольно-печатных игр.
-
Структура логопедического занятия по коррекции звукопроизношения:
1. Оргмомент. 2. Сообщение темы занятия. 3. Работа над изолированным звуком. 4. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях. 5. Произношение звуков в словах. 6. Физминутка 7. Работа над фразой. 8. Произношение звука в связной речи. 9. Итог занятия.
-
1. Оргмомент
Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Задача – включить детей в работу с первых минут занятия. Релаксационные; мимические и имитирующие упражнения; элементы психогимнастики. активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие; игровые задания или упражнения, подводящие к основной теме занятия пальчиковой гимнастики. просодические компоненты речи.
-
2. Сообщение темы занятия.
Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
-
3. Работа над изолированным звуком Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Задачи: уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука; показывается «профиль» звука на рисунке; уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие; находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);
-
4. Произношение изучаемых звуков в слоговых сочетаниях. Задача - развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.
-
5. Произношение звука в словах. Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.
-
6. Физкультурная минутка
Основные задачи: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Формы: подвижная игра; имитация трудовых действий; произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием: психофизической гимнастики. Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.
-
7. Работа над фразой.
Задачи: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного словаря; формирование связности и четкости высказываний; работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии). Приемы - основному дидактическому правилу – от простого к сложному. 1. ответы на заданные вопросы с опорой на картинки; составлять предложения по набору слов или по опорным словам. Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.
-
8. Произношение звука в связной речи.
Совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Задачи: развитие воображения и творческой фантазии; развитие словотворчества; смысловая и игровая связь с темой или сюжетом чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.
-
-
9. Итог занятия.
На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Условие – передача положительных эмоций. Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д.. Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.
-
Виды структур логопедических занятий, в зависимости от этапа коррекции (диагноза):
подготовительный этап; по постановке звука; по автоматизации звуков; по дифференциации звуков; при заикании; при дизартрии.
-
Структура индивидуального логопедического занятия (подготовительный)
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка. 2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 3. Упражнения по развитию речевого дыхания. 4. Упражнения по развитию мимической выразительности. 5. Упражнения по формированию речевого голоса. 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия. 8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка. 9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 10. Формирование лексико-грамматических представлений. 11. Обучение элементам грамоты. 12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. 13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
-
Структура логопедического занятия по постановке звука
1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные движения; упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи. 3. Объявление темы урока. 4. Постановка звука. 5. Анализ артикуляции по плану. 6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание). 7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов. 8. Закрепление звука в слогах. 9. Закрепление в словах. 10. Закрепление в предложениях. 11. Домашнее задание. 12. Итог занятия.
-
Структура логопедического занятия по автоматизации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука. 3. Объявление темы занятия. 4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой). 5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя. 6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова). 7. Связь звука с буквой. 8. Развитие фонематического слуха. 9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись. 10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью. 11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения. 12. Закрепление в тексте. 13. Домашнее задание. 14. Итог логопедического занятия.
-
Структура логопедического занятияпо дифференциации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука. 3. Объявления темы занятия. 4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.). 5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции. 6. Характеристика звуков. 7. Связь звуков с буквами. 8. Развитие фонематического слуха. 9. Дифференциация звуков в слогах. 10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов. 11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков. 12. Дифференциация звука в тексте. 13. Домашнее задание. 14. Итог занятия.
-
Структура логопедического занятия при заикании
1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Общая моторная зарядка; для снятия мышечного напряжения; для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; преодоление двигательных уловок. 3. Речевая зарядка. 4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный); 5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса; 6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений. 7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи). 8. Работа по закреплению навыков правильной речи: Сопряжённая фонема; Отражённая фонема; Вопросно-ответно форма. 9. Домашнее задание. 10. Подведение итогов.
-
Структура логопедического занятия при дизартрии
1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Общее расслабление (по мере необходимости). 3. Развитие общей моторики. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Массаж лица. 6. Развитие мимических мышц. 7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений). 8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой). 9. Коррекция звукопроизношения. 10. Формирование лексико-грамматической стороны речи. 11. Домашнее задание. 12. Итог занятия.
-
Структура логопедического занятия при ринолалии
1. Оргмомент. 2. Нормализация моторики нижней челюсти. 3. Массаж твёрдого и мягкого нёба. 4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки. 5. Массаж лица. 6. Массаж губы (после хейлопластики). 7. Мимическая гимнастика. 8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким. 9. Дыхательная гимнастика. 10. Работа над голосом. 11. Объявление темы. 12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). 13. Развитие лексико-грамматической стороны речи. 14. Домашнее задание. 15. Итог логопедического занятия.
-
Этапы занятия
1 Организационный момент 1.1- введение в тему занятия 1мин 1.2 - целеполагание 1/2мин 1.3 - постановка задач 1/2 мин 2. Основная часть 2.1 Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики 3-5 мин 2.2 Уточнение артикуляции звука 1 -2 мин 2.3 Работа над звуком 3 – 5 мин -постановка звука; - автоматизация звука; -дифференциация звука 2.4 Развитие моторных навыков 2- 3 мин 2.5 Развитие когнитивных функций 2 – 3 мин 3. Итог занятия. Рефлексия 1 – 2 мин .
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.