Содержание
-
ЛекцияРазвитие речевого слуха у школьников
-
ПЛАН
Звуковая работа: анализ и синтез. Методика обучения слогоразделу. Работа над ударением.
-
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Радянська школа, 1990. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М. : Академия, 1999. Пашковская Н.А. Лингводидактические основы обучения русскому языку. - К.: Радянська школа, 1990. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
-
Звуковая работа: анализ и синтез.
Речевой слух – это способность воспринимать звучащую речь, ее особенности, различать звуки в речевом потоке, выделять их из слов, из слогов. Помогает успешному овладению орфоэпическими нормами, создает условия для обучения в букварный период, для развития навыков чтения для осознания правил графики и усвоения фонематического характера большинства русских написаний на этапе развития умений правилосообразного письма.
-
Содержание звуковой работы:
Анализ – установление звуковой последовательности в слове (называние последовательно всех звуков); выделение звука из слова, слога; гласного или согласного, твердого или мягкого, звонкого или глухого (определение звуков по их качеству); Синтез – подбор слов по заданным звуковым координатам, звуковым моделям.
-
Кто как говорит?
-
Работа на начальном этапе:
Необходимо чаще прибегать к показу произношения слова, выделению из него звуков (слогов) и называнию их: учитель дает образец, дети повторяют вслед за ним, выполняя операции звукового анализа на том же словарном материале. На этапе устного обучения русскому языку учитель использует слова, состоящие из одного-пяти звуков (шар, парты, она, сядь, моя, нора, обед, флаг, село, клуб, река, губки, ель, поет, съел, шьет, взял, арбузи др.), звуковой состав которых частично расходится с буквенным. В основном это могут быть односложные слова, без сложных стечений согласных. Не следует брать многосложные слова, так как в них обязательно наблюдается при произношении редукция гласных звуков:[ъ] [ь] берёзка, видел, карандаши т. п. Редуцированные гласные звуки (во втором и последующих предударных и заударных слогах) — это очень короткие звуки, детям трудно услышать и выделить такой звук, поэтому их не следует произносить отдельно.
-
Звуковой анализ
В звуковом разборе анализируются звучащее слово и его звуковой состав: гриб — [гр'ип], моя — [мΛj'а], окно — [Λ-кно].В связи с этим нужно следить, чтобы не было ошибок в назывании звуков: вода — второй звук [а], флаг — последний звук [к] и т. п.
-
Приёмы звукового анализа
Главным способом выделения звука является протяжное произнесение его в составе полного слова (П. С. Жедек). Оно осуществляется на основе слушания звучащего слова: [Л'ээээ]на, [паааа]лил. Так следует «протягивать» каждый звук, чтобы определить звуковой состав слова, — [ййййоооошшшш] (ёж). При выделении гласного звука нужно «протягивать» только один звук — гласный без предшествующего согласного [л'ээээс]. Следует также обратить внимание на то, что при «протягивании» отдельно глухих согласных звуков голос не участвует (кладут руку на гортань — не чувствуется ее дрожание).
-
Приёмы звукового анализа:
Повтори слово так, как оно произносится в русском языке (в соответствии с орфоэпическими нормами), и послушай, какой второй звук; что нужно сделать, чтобы назвать первый, второй, третий звуки (ученик «протягивает» каждый звук). Проверку выделенного звука рекомендуется осуществлять в составе полного слова на основании слушания звучащего слова. Для этого ученик произносит слово с теми звуками, которые он выделил, и вслушивается, получилось ли оно.
-
Приёмы разграничения звуков:
Гласных и согласных. Сначала дети узнают о гласных и согласных на уроках украинского языка. Транспозиция. При уточнении представлений об этих звуках на уроках русского языка целесообразно наблюдать способ произнесения тех и других: при произнесении гласных звуков струя воздуха проходит свободно через рот, не встречая преград; при произнесении согласных струя воздуха встречает преграды
-
Звонких и глухих согласных. Здесь удобно использовать чувственный опыт школьников: закрыв уши руками (или положив их на кадык), произносят согласные звуки и легко убеждаются, какие из них глухие и какие звонкие (чувствуется дрожание голосовых связок). Различению твердых и мягких согласных звуков способствует сопоставление слов с этими звуками:мал — мял, был — бил, нос — нес. Целесообразно детям объяснить артикуляцию этих звуков. Так, «при произношении мягких звуков (отдельно, а не в слове) губы немного растягиваются в стороны — как при произношении звука [и]».
-
Ошибки в звуковом анализе:
звук называют как букву (парта — первый звук «пэ»); глухой согласный произносят «с голосом», звонко; вместо мягкого согласного звука называют твердый (лёд —первый звук [л]) и т. п. «мягкая согласная» (следует говорить: мягкий согласный звук), «звонкая согласная» (правильно: звонкий согласный звук); звук [е] (е, ё, ю, я — это только буквы, служат для обозначения гласных звуков — лёд [о], моря [а]; «ударная буква» (правильно: ударный звук); «гласная буква» (правильно: буква для обозначения гласного звука); «мягкий знак смягчает согласный звук» (правильно: обозначает на письме мягкость согласного звука).
-
В звуковом анализе на практике нередко используются слова с редуцированными (короткими, ослабленными, сокращенными) звуками — [гъласок], [в'ич'ьр] и др. При этом допускаются ошибки: на месте редуцированного называют гласный полного образования — голосок — второй звук [о] и т. п. Если же и встретилось слово с редуцированным звуком, то надо о нем говорить так: [в'эч'ьр] — после звука [ч'] произносим короткий гласный звук (не называем его). Затем произносим многократно слово, показывая, как надо произносить редуцированный звук в нем.
-
Звуковое моделирование. Анализ готовых схем
учитель называет слово, «цепочку» звуков в нем, отчетливо произносит звуки еще раз, устанавливают количество их, сравнивают со схемой (от слова — к схеме); учитель называет количество клеточек в слове, значит столько в нем звуков, произносит последовательно звуки, дети повторяют (от схемы — к слову). Анализируя схемы, дети учатся читать их: словомелсостоит из одного слога; первый согласный звук — мягкий, обозначен двумя черточками; затем следует гласный звук э, обозначен кружочком; твердый согласный, обозначен одной черточкой.
-
Алгоритм составления схемы в 1 классе
Учитель называет слово, произносит «цепочку» составляющих звуков (дети повторяют), устанавливают вместе с учителем количество звуков, чертят схему (сначала это делает учитель), далее учитель еще раз произносит слово, «протягивая» звуки, дети обозначают каждый звук (с помощью учителя).
-
Звуковое моделирование во 2 классе
-
Элементы звуко-буквенного анализа
Во 2 классе по мере обучения чтению и письму вводится и звуко-буквенный анализ: ученик произносит «цепочку» звуков в слове, затем называет звук и устанавливает, какой буквой он обозначается на письме, только после всего записывает слово или читает его в учебнике. Следует обращать внимание на случаи несовпадения звуков и букв (произносим..., пишем ...) для развития навыков правильного письма.
-
Приёмы звукового синтеза (конструирования):
В 1 классе можно практиковать звуковой синтез в такой методике: учитель произносит подряд звуки [р], [о], [т], дети повторяют, далее они угадывают, какое слово получилось. Во 2 классе можно использовать и такие виды звукового конструирования: назовите слово, которое состояло бы из трех звуков; назовите слово, которое начиналось бы гласным звуком; назовите слово, в котором есть звук [й']; назовите слово с ударением на втором слоге. Рассмотрите картинку. Что изображено на ней? Какие слова начинаются мягкими согласными звуками? Произнесите их.
-
2. Методика обучения слогоразделу.
Развитие умений делить слова на слоги осуществляется практическим путем: дети выстукивают, отбивают хлопком, отражают голосом слоги. Если в слове нет стечения согласных звуков, слогораздел не вызывает затруднений (а — на'], [ва —да]). При стечении согласных звуков не в начале слова слогораздел проходит перед спадом звучности. Слог в русском языке строится по нарастанию звучности и чаще всего оканчивается самым звучным —гласным: [н‘и —тк'и], [сла— ткий], [гу—пк'и], [гла — ск'и], [с'о' — стры]. Однако может оканчиваться и самым звучным из согласных — сонорным: [м], [м'], [н], [н'], [л], [лˊ], [р], [р'], [й'] ): [кар — ман], [бал' — шой], [зай — цы], [гал — стук].
-
При затруднении учитель показывает, как надо выполнить слогоделение. Слова со стечением согласнвх звуков для слогоделения можно давать во 2 классе. Слова с редуцированными гласными звуками (Маша, молоток и др.) для слогоделения можно не использовать, так как «растягивание» слова по слогам сводит, на нет разницу в произношении ударных и безударных гласных, а это нежелательно, потому что потиворечит цели работы над произношением. Такие слова анализируются на продвинутом этапе обучения. Обучение слогоделению необходимо для совершенствования навыков произношения. Если ученик чувствует слог, слышит самые сильные и менее сильные (ударный и безударный) слоги, то это облегчит усвоение ударения, произношения гласных звуков (в первом предударном слоге и редуцированных).
-
3. Работа над ударением.
При работе над ударением в 1 классе выделяются две ступени: 1) ставится задача учить слышать ритм слова — сочетание ударного и безударного слогов; 2) развивать умение вычленять ударный гласный звук, слышать различие в длительности ударного и безударного гласных звуков, правильно их произносить (И. Ф. Гудзик).
-
Приёмы, используемые в работе над ударением:
выстукивание, выхлопывание слова (рука — два удара, первый слабее, второй громче); произнесения слова с вопросительной интонацией: тетрадь? девочка? произнесении слов с передвижением ударения:норка — нора, столик — столяр, мёд — медок; Произношение одного и того же слова с разным ударением (лошадка, лошадка; глазки — глазки), а затем устанавливают, какое слово звучит правильно, какой слог должен быть ударным; произнесения слова с таким ударением (неправильным), как его определил ученик; слоговое моделирование (работа начинается в первом классе).
-
Слоговое моделирование
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.