Содержание
-
Организация работы с тестовыми заданиями на уроках истории и обществознания
-
Дидактические уровни заданий в тестовой диагностике
1 уровень – знать/понимать; виды деятельности: понимание, различение, воспроизведение, узнавание; 2 уровень – уметь применять приобретенные знания в знакомой (стандартной) ситуации; 3 уровень – использовать приобретенные знания и умения в измененной ситуации.
-
Виды деятельности учащихся, проверяемые в тестовом контроле: уровень первый
Воспроизведение знаний предполагает: распознавание основных исторических фактов, событий, явлений отечественной истории; раскрытие смысла ключевых исторических терминов и понятий; знание персоналий отечественной истории с древнейших времен до наших дней; определение и указывание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.
-
уровень второй и третий:
Применение знаний в знакомой или измененной ситуации подразумевает сформированность умений : объяснять исторические явления; устанавливать функциональные и причинно-следственные связи между историческими фактами и явлениями; анализировать исторические процессы, деятельность исторических личностей; сравнивать между собою исторические явления и процессы, выявляя общие и различные черты.
-
Виды тестов
Стартовый контроль (входное тестирование); Текущий, сопровождающий контроль; Тематический аттестационный контроль; Тематический диагностический контроль; Рубежное диагностическое обследование; Внешнее аттестационное обследование; Итоговый контроль; Итоговый контроль в форме ЕГЭ за курс основной школы («малый ЕГЭ»); Итоговый контроль в форме ЕГЭ за курс полной средней школы; Олимпиадное предметное тестирование.
-
Цели и задачи стартового тестирования:
Выявление уровня остаточных знаний по предмету за предшествующий год /этап обучения; Проведение первичной диагностики класса в начале учебного года; Выявление характерных проблем и трудностей в усвоении общеучебных и предметных умений учащихся; Выявление пробелов в уровне освоения основных предметных тем с последующей корректировкой тематического учебного плана; Ознакомление учащихся с форматами заданий, использующихся во внешних независимых обследованиях (при аттестации и аккредитации ОУ, в процессе проведения ЕГЭ и т.д.).
-
Требования к составлению теста для стартового контроля:
Тест разрабатывается в расчете на 45 минут – один урок; В тест включаются задания базового и повышенного уровня сложности в соотношении 70% на 30%; Задания формируются в две части: часть А – задания с выбором одного ответа из четырех; часть В – задания с кратким ответом.
-
Указания к оцениванию стартового тестирования
Каждое из 24 заданий в тесте оценивается 1 баллом. Максимальный балл – 24. 22 - 24 балла – отлично; 19 - 21 балл – хорошо; 12 -18 баллов – удовлетворительно; 0 - 12 баллов – неудовлетворительно.
-
Особенности текущего, сопровождающего тестирования
Текущее, сопровождающее тестирование может применяться на каждом уроке. Способы применения: в начале урока в качестве мотивации, введения в тему; в конце урока в целях проведения первичного закрепления, рефлексии изученного; в качестве домашнего задания для школьников, самостоятельно формулирующих тестовые задания по изученной теме.
-
Аттестационное тестирование
Аттестация может проводиться как в форме внешнего контроля (со стороны органов управления образованием), так и в форме внутришкольного контроля (со стороны администрации школы). Учитель может проводить и свое собственное аттестационное тестирование, для того, чтобы определить, какой процент его учеников успешно ( то есть выше тройки) осваивает курс. В аттестационные тесты могут быть включены только задания базового уровня сложности (то есть такие, с которыми должны уверенно справляться не менее 70% детей). Аттестационный тест относится к категории нормативных, то есть таких, которые нацелены на проверку усвоения определенного материала всеми учениками. Аттестационный тест является главным инструментом для выявления уровня успеваемости. Наибольший интерес при анализе результатов тестирования представляет материал, который не усвоен, та группа учащихся, которая не осваивает обязательный, базовый материал.
-
Конструирование аттестационного теста
В аттестационный тест по истории включаются порядка 20-22 заданий, рассчитанных на 45 минут учебного времени; Тест содержит задания базового уровня с выбором одного ответа из четырех; Тест ориентирован на обязательные элементы программы, учебного содержания; Тест предполагает, в первую очередь, отработку уровня сформированности базовых познавательных и практических умений.
-
Диагностический рубежный контроль
Рубежная диагностика проводится по мере изучения блока предметных тем, к примеру, один раз в семестр; В тест включаются элементы содержания, вызывающие наибольшие проблемы у школьников; Целесообразно включение заданий, плохо выполненных учащимися в прошлые годы, для выявления динамики трудностей; Треть включаемых в тест заданий разрабатываются на повышенный уровень сложности, рассчитанный на выполнение не менее 50% учащихся; Тест является важным инструментом для определения уровня качества знаний, то есть группы детей, успевающих по предмету на «4» и «5»; При анализе результатов тестирования важно выявить характер различий между «пятеркой», «четверкой» и «тройкой», какие именно элементы содержания, какие умения и на каком уровне осваиваются этими группами учащихся.
-
Конструирование диагностического теста
В диагностический тест по истории включаются порядка 22-24 заданий, рассчитанных на 45 минут учебного времени; Тест содержит 70% задания базового уровня и 30% повышенного уровня, с выбором одного ответа из четырех и с кратким ответом, формулируемым самим учащимся; Часть А включает 20 заданий с выбором ответа, часть В от 2 до 4 заданий с кратким ответом; Тест ориентирован на обязательные элементы программы, учебного содержания, но предполагает возможностей привлечения и более сложных предметных знаний и умений, контекстное знание, полученное из дополнительных источников; Тест предполагает помимо выявления уровня сформированности базовых познавательных и практических умений проверку владения учащимися более сложными предметными умениями и навыками, в том числе, исследовательскими.
-
Анализ диагностического теста
При анализе диагностического теста важно выявить затруднения, проблемы, с которыми столкнулись школьники; В первую очередь необходимо выстроить дерево умений, проверяемых в тесте и качество владения ими учащимися (умение оперировать понятием, анализировать исторический документ, выявлять причинно-следственные и дункциональные связи и т.д.); Также по итогам тестирования выстраивается таблица степени освоения классом дидактических единиц, вынесенных на контроль; Диагностика – индикатор, позволяющий учителю отслеживать эффективность курса, вносить коррективы в тематическое планирование; С помощью диагностики выстраивается система учета индивидуальных познавательных возможностей учащихся.
-
Общие правила формирования теста
Первые позиции в тесте должны занимать наиболее легкие задания, сложное задание может снизить готовность ребенка решить тест; Задания должны различаться между собой по стилю, формату, проверяемому содержанию и умениям, чем разнообразнее подбор заданий, тем интереснее ребенку будет выполнять тест; Степень сложности заданий должна возрастать к концу теста, самые сложные задания – последние; Формируя задания, проследите, чтобы в тесте не было на них подсказок в других заданиях; Инструкции к выполнению тестовых заданий должны быть предельно точны, корректны, понятны для ребенка; Задания теста должны быть адекватны познавательным возможностям учащихся, объему и характеру содержания учебной дисциплины, не выходить за рамки основных учебно-методических комплектов, работающих в школе.
-
Правила составления отдельных заданий
Текст задания должен быть сформулирован четко, лаконично, без лишних слов; В случае необходимости, допускаются отдельные пояснения и дополнения в текст задания для расширения поля анализа для ребенка; Все ответы в задание с выбором одного ответа из четырех должны строиться по одному логическому основанию; Ответы неверные (дистракторы) не могут различаться по длине с верным ответом; Дистракторы не могут содержать взаимоискючающую информацию; Дистракторы должны быть однозначно неверны, но правдоподобны, чтобы исключить возможность угадывания ребенком верного ответа; В тексте ответов не должно быть прямых ссылок и аналогий с текстом задания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.