Содержание
-
Компьютерное тестирование. Основные понятия и виды компьютерного тестирования
-
Разработками технологий компьютерного обучения и контроля занимаются практически все наиболее оснащенные техникой вузы и центры информационных технологий. Среди основных проблем разработки и внедрения технологий компьютерного обучения и контроля можно выделить несколько: – неоднозначность терминологии; – непроработанность методики создания контролирующих материалов для компьютерного тестирования; – отсутствие единого методического центра компьютерного тестирования, который мог бы взять на себя общее методологическое руководство проблемой исследования.
-
Проведение компьютерного контроля знанийобучаемыхявляется основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков), а также предоставления органам управления достоверных и своевременных результатов оценки уровня подготовленности учащихся по образовательным программам, составленным в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС). Анализ результатов компьютерного контроля остаточных знаний позволяет выработать рекомендации прогностического характера по совершенствованию преподавания проверяемых учебных дисциплин.
-
Разведем понятия: контроль и тестирование Под контролем будем понимать процедуру, позволяющую оценить уровень усвоения и понимания изучаемого материала с целью управления текущим процессом обучения и обеспечения индивидуализации обучения. Тестирование – это процедура аттестации, установления соответствия личностной модели знаний требуемой стандартизованной модели знаний. Как видим из определений: контроль – процедура управления обучением; тестирование - процедура констатации факта знает - не знает. Безусловно, обе процедуры имеют значение для подготовки ученика, но они же имеют разные целевые функции.
-
Требования к разработкеконтролирующих материалов Выработка единых требований должно способствовать унификации разработки компьютерных дидактических материалов для процедуры тестирования. Требования к программно-дидактическим контролирующим материалам для компьютерного тестирования разработаны в целях осуществления единого подхода в университете в области конструирования и формирования фонда контрольных заданий для проведения контроля остаточных знаний студентов и получения объективных оценок уровня знаний, умений и навыков (учебных достижений). В то же время основные требования к контролирующим материалам тестирования приемлемы и для постановки контролирующих заданий для компьютерного обучения.
-
В основу предлагаемых требований для создания контролирующих материалов для компьютерного тестирования положены работы многих исследователей и авторских групп, в том числе: –центра тестирования при МГУ «Гуманитарные технологии» (научный руководитель центра доктор психологических наук, профессор МГУ А.Г. Шмелев), который в этом году выиграл конкурс на проведение ЕГЭ в компьютерной форме (К_ЕГЭ); –центра тестирования профессионального образования при Московском государственном университете печати (директор центра доктор технических наук В.И. Васильев); –управления современных информационных технологий ОГУ. В лекциииспользованы выработанные на практике принципы и требования к постановке контролирующих заданий, полученные при разработке и внедрении в учебный процесс контролирующих и обучающих программ.
-
Виды компьютерного тестирования – централизованное вузовское тестирование по контрольным материалам, разработанным в соответствующих УМО, ассигнованных министерством центрах; – аттестационное тестирование (при самообследовании кафедр, подтверждение государственной лицензии); – итоговое тестирование по оценке соответствия полученных в процессе обучения знаний по конкретной дисциплине требованиям государственного образовательного стандарта; – рубежное и текущее тестирование по оценке подготовленности в процессе изучения дисциплины; – оценка остаточных знаний обучаемых.
-
Методом компьютерного тестирования можно получить объективную, оперативную, достоверную информацию о знаниях, полученных в процессе обучения и о готовности обучаемых к восприятию нового материала. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: обеспечение стандартизации; обеспечение индивидуальности прохождения процедуры контроля; повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение, отсутствие или недостаточность времени для личного общения с преподавателем, другое); оперативность статистической обработки результатов контроля; доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;
-
обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий, дисциплине в комплексе; освобождение преподавателя от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации массового контроля, высвобождение времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности; обеспечение всесторонней и полной проверки; обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы как это ему удобно (сетевой режим доступа к контролирующим системам и измерительным материалам); доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.
-
Современные системы компьютерного тестирования отличает: выбор конкретного режима работы обучающимся: - попытаться ответить на большее количество вопросов за большее время; - или, наоборот, ограничить количество вопросов, но получить меньшее время; - выбрать меньшее количество трудных вопросов и большее простых и т.п. определенная гибкость, когда обучаемым можно выбрать индивидуальный график прохождения контрольных точек.
-
Компьютерное тестирование имеет ряд недостатков, выделим основные: исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; снижение потребности выбора главного в прочитанном; рафинированное представление задания не способствует развитию личности.
-
Разработка контролирующего материала Самой сложной задачей эксперта по компьютерному тестированию является задача разработки тестов, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия личностной модели знаний ученика и экспертной модели знаний. Разработка тестовых материалов для любой формы тестирования (бланкового или компьютерного), а также компьютерного контроля должна удовлетворять определенным принципам, выработанным требованиям, правилам оформления и удовлетворять требованиям экспертов по оценке тестовых заданий.
-
Тип контролирующего (обучающего) алгоритма определяется: целями обучения; структурой материала; методикой преподавания; подготовленностью аудитории; фактором времени; дидактическими возможностями техники. При разработке компьютерного тестового задания необходимо руководствоваться принципами и основными требованиями ранее рассмотренных общих вопросов построения тестовых заданий.
-
В работе Готлиба М. предлагается рассматривать 7 типов обучающих заданий по принципу реализованного в них алгоритма обучения: последовательно-подготовительный; параллельно-подготовительный; последовательно-корректирующий; параллельно-корректирующий; алгоритм переноса; аналитический алгоритм; алгоритм упорядочения. Рекомендуемые типы обучающих заданий предлагаем расширить комбинациями указанных алгоритмов, что позволяет разработать обучающие задания, имеющие большую практическую направленность, а последнее является одним из определяющих моментов индивидуально-деятельностной модели обучения.
-
Вопросы как форма обучающего задания. Контроль и самоконтроль обучающегося – очень важные звенья в любой форме обучения, поэтому существует многообразие форм контроля. Форма постановки контролирующих/обучающих заданий в виде вопросов – одна из самых сложных. Вопрос, поставленный в КОП, должен отвечать ряду требований и, в первую очередь, – однозначности восприятия, а это, в свою очередь, влечет за собой другие характеристики вопроса для работы КСО: четкость вопроса, полнота постановки, непротиворечивость и другие характеристики этой наиболее важной в обучении дидактической единицы.
-
Аналитический алгоритм. Суть алгоритма: поставить в соответствие вопросу (упражнению) номер правильного ответа. Количество вопросов в этом алгоритме может быть как равно количеству ответов, так и меньше. Алгоритм соответствия. Суть алгоритма: поставить в соответствие каждому вопросу один ответ. Алгоритм упорядочения. Суть алгоритма: определить правильный порядок выполнения действий. Обучение с помощью предметного алгоритма один из способов достижения необходимого уровня подготовленности обучающегося, и это далеко не всегда приводит к механическому выполнению действий, а скорее прививает правильный и рациональный подход к выполнению определенной работы.
-
Алгоритм отбора/исключения. Суть алгоритма: указать необходимые действия и порядок их следования, или наоборот исключить нежелательные и лишние операции. Способ постановки обучающих заданий на исключение ненужных или вредных действий очень эффективен, поскольку позволяет в подсказке (или других типов пояснений) раскрыть суть неправильных действий (раскрыть и локализовать ошибки) и их последствия. Для повышения эффективности обучения в заключение такого типа обучающих заданий необходимо указать упорядоченную, наиболее эффективную или просто рациональную последовательность действий для достижения цели.
-
Алгоритм дополнения. Суть алгоритма: дополнение недостающих действий или пропущенных слов. Алгоритм вычислительного характера. Алгоритм ситуативный. Суть алгоритма: ставится проблема, возможно комбинированная с другими областями, необходимо предложить конкретное решение. Это очень интересный тип контролирующих и обучающих заданий, где требуется широкая эрудиция преподавателя и не только той предметной области, для которой строится система контроля.
-
Аналитический алгоритм. Суть алгоритма: поставить в соответствие вопросу номер правильного ответа. По классификации А.Н. Майорова – это закрытая форма ответа. Алгоритм соответствия. Суть алгоритма: поставить в соответствие каждому объекту одной группы объект другой группы (1:1). Алгоритм классификации. Суть алгоритма: отнести объекты группы В к определенному классу из перечня классов А. Преподаватель должен описать характеристику классов и основания, по которому сформированы классы. Алгоритм упорядочения. Суть алгоритма: определить правильный порядок выполнения действий.
-
Правила составления задания для компьютерного тестирования Содержание контрольного задания (КЗ) должно быть ориентировано на проверку значимых понятий и элементов содержания предмета контроля и получение от тестируемого однозначного заключения. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов. Тестовые задания могут быть сформулированы в виде кратких суждений, четко поставленных вопросов и конкретных задач. Следует избегать контрольных заданий, которые требуют от испытуемых развернутых заключений при выполнении контрольных заданий.
-
При конструировании контрольных заданий можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты не только с целью рационального предъявления содержания учебного материала, но и при постановке контрольного задания, требующего графическую форму ответа. Количество слов в контрольном задании должно быть минимальным, если при этом не искажается понятийная структура постановки задания. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области. Но лучше воспользоваться ТЕЗИСОМ: Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
-
Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и двойных отрицаний. Не следует при подготовке тестовых заданий использовать задания составного характера, при ответе на которое правильность выполнения одного задания зависела бы от правильности выполнения другого задания этого же субтеста. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга. Недопустимы заключения типа: все выше перечисленное верно, все указанные ответы неверны и т.д. В задании не использовать слова , которые понимаются у различных людей по-разному: иногда, часто, всегда, иногда, все, никогда и т.п. В заданиях не должна использоваться терминология, выходящая за рамки учебной дисциплины.
-
В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора. Ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок. В заданиях не должно быть заключений, вариантов ответов: заведомо ложных; содержащих подсказку; явно выделяющихся, обособленных. 17. Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время формирования заключения тестируемого со средним уровнем подготовленности не должна превышать 2-х минут (определяется эмпирически при прогонке задания). Среднее время ответа студента на контрольное задание определяется установкой преподавателя – автора контрольного задания. Среднее время выполнения задания определяется эмпирически при прогонке задания.
-
По количеству контролирующих заданий вопрос можно осветить следующим тезисом «Как можно больше тестов хороших и разных». По сути, для начала нормальной работы необходимо не менее 200-300 заданий по конкретному предмету. При постановке задания нужно учитывать, что все задание должно размещаться на экране без прокрутки. При конструировании задания не следует оценивать регистрозависимость символов в ответе.
-
На сайте подготовки единого государственного экзамена в компьютерной форме («Центр гуманитарных технологий» под руководством Шмелева представлен очень интересный и разнообразный материал для подготовки компьютерных контролирующих заданий, разнообразные задания для тестирования школьников и абитуриентов. Адрес сайта http://www.ege.ru/.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.