Содержание
-
Какой поступок можно назвать нравственным?
-
«Капля воды» В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-
Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке?
Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим) Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.) А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку) Являются ли действия ребят поступком? (являются) Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)
-
Что такое поступок?
Как понимаете фразу «Не всякое действие – поступок». Поступок – это намеренное действие человека. Что такое бездействие?
-
Валентина Осеева «Плохо»
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
-
-
Признаки нравственного поступка:
мотив цель действия средства достижения цели результат
-
Мотив, цель поступка (зачем? для чего совершен?)
Басня Л.Н. Толстого «Муравей и Голубка» Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. Почему голубка бросила ветку муравью? Почему муравей укусил охотника?
-
Средства достижения цели
Как вы понимаете смысл выражения «Цель оправдывает средства»? Так ли это? Для достижения цели любые средства хороши? Цель может быть благой, а вот средства безнравственными, аморальными.
-
-
Валентина Осеева «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…Валя оживилась и закивала головой. Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
-
Действия: добровольно действовал или по принуждению
«Три товарища» Валентина Осеева Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.– Почему ты нe ешь? – спросил его Коля.– Завтрак потерял… – Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!– А ты где его потерял? – спросил Миша.– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:– Бери, ешь.
-
-
Результат поступка
Ради чего действовал? Пользу или вред принес поступок? «Просто старушка» Валентина Осеева По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:– Это твоя бабушка?– Нет, – отвечал мальчик.– Мама? – удивилась подружка.– Нет!– Ну, тётя? Или знакомая?– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
-
-
Представьте, что человеческая жизнь – это парусник. Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки, и запишите их на парусах Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю
-
О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Продолжи такие заповеди: Попробуй не захватить, а…………….(отдать). Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь). Не спрятать, а …………..(поделиться). Не кричать, а …………(выслушать). Не разорвать, а…………..(склеить).
-
Нравственный поступок
Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим. Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
-
Реши нравственную задачу
1.Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты будешь делать? 2.Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал… 3.Одноклассник говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…» Что ты ответишь? Как поступишь дальше? 4. Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и … 5.Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)… 6. Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно… 7.Кто-то из одноклассников долго болеет (лежит в больнице) …. 8.Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.