Содержание
-
Инклюзивное Образование: проблемы и перспективы
Подготовила: Орищенко Н.И.
-
СТАТИСТИКА
Население России – 144, 5 млн.чел. Люди с инвалидностью - 11 млн.чел. Дети с инвалидностью - 630 333 чел. Дети со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет - 1,6 млн. чел.
-
Где учатся дети- инвалиды?
Массовые школы Обычные классы Обучение на дому 39 тыс. Специализированные школы Интернаты Классы коррекции (инвалиды, ЗПР ) - 195,3 тыс. Не учатся! 245000 177 000 235 000
-
Д.А. Медведев(Премьер-министр РФ)
«Необходимо создать нормальную систему образования для детей с ОВЗ, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»
-
Правовая основа для обучения детей с особенностями
Международное законодательство Законодательство РФ Нормативно-правовые документы регионального уровня Нормативно-правовые документы муниципального уровня Локальные акты образовательного учреждения
-
Международное законодательство
Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребенка (ООН, 20 ноября 1959 г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ООН, 14 декабря 1960 г.); Декларация о правах инвалидов (ООН, 9 декабря 1975 г.); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.); Конвенция о правах ребенка (ООН, резолюция 44/25 , 20 ноября 1989 г.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН, резолюция 48/96, 20 декабря 1993 г.); Конвенция о правах инвалидов (ООН, резолюция 61/106, 13 декабря 2006 г.).
-
Законодательство РФ
«О социальной защите инвалидов в РФ» - Закон РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ"- ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо МОиН РФ от 27.03.2000 № 27/901-6) «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо МОиН РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) "О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)"- Письмо МОиН РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
-
«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» - Письмо Управления специального образования МО РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо МО РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» - Письмо Управления социального образования МО РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо МО РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»- Приказ МО и науки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
-
«Об утверждении формы документов гос. образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании спец. (коррекц.) общеобразовательной школы VIII вида, спец. (коррекц.) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ МО и науки РФ от 17 ноября 2005 г. N 281 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении мед.-соц. экспертизы граждан федеральными гос. учреждениями мед.-соц. экспертизы» - Приказ МЗ и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 07.04.2008 N 247 «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу МЗ и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
-
«О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «Об утверждении Типового положения о спец. (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10.03.2009 г.) «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» - Приказ МО и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалиф. хар-ки должностей работников образования» - Приказ Минздрав. социального развития России № 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ МО и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"(в редакции от 20.12.2011). - Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61
-
22. «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы- Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175. Государственной программы РФ 23.«Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 24. "О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Публикация 5 мая 2012 г. 25. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 26. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 27. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" - Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 28. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - Письмо МО и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 29. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ МО и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.
-
30. “Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП”. Приказ МО и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 30. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей". Письмо Заместителя министра МО и науки РФ, ИР-535/07 от 07.06.2013 г 31. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» - ФЗ от 01.12.14 г. № 419-ФЗ 1015 г. 32. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП - образовательным программам начального, основного и среднего общего образования". Приказ МО и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 33. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ФЗ от 13.07.15 г. № 239
-
34. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП начального, основного и среднего общего образования» - Приказ МО и науки РФ от 30.08.13 г. N 1015 35. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам соц. защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»- ФЗ от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ 36.«Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»- Приказ МО и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 37. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 38. «Метод. рекомендации по организации и проведению ГИА по ООП в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов» - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2015 39. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ФЗ от 13.07.15 г. № 239
-
Региональное законодательство
"О создании центра дистанционного обучения для детей-инвалидов" - Указ Губернатора Оренб. обл. от 10.09.2009 г. N 198-ук «О внесении изменений в Указ Губернатора Оренб. Обл. от 27.06.2006 года № 116-ук "О развитии системы начального профессионального образования для детей-инвалидов на территории Оренбургской области". Указ Губернатора Оренб. обл.от 18 октября 2010 г. № 219-ук «Об утверждении комплекса мер, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сфере образования инвалидов и других маломобиль- групп населения и создание сети базовых ОУ, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих сов-местное обучение инвалидов».Постановление Правительства Оренб. обл. от 01.12.2011 № 884-п и 08.10.2012 № 1173-п «Об утверждении обл. целевой программы«Доступная среда» на 2013—2015 годы» (вступило в силу с 01.01.2013). Постановление Правительства Оренб. Обл. от 29.08.2012 № 740-пп «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ». Письмо МО Оренб. обл. от 30.09.2014 № 01-23/5138
-
Локальные акты школы
1. Приказ Управления образования г. Новотроицка от 23.09.2015 № 350 «Об обучении специалистов образовательных учреждений по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов» 2. Договор о взаимодействии Психолого-медико-педагогической консилиум (ПМПк) МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Новотроицка и муниципальной Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)»
-
Приказ № 97/2 от 15.10.2015 г. «О переходе на обучение по ФГОС НОО для детей с ОВЗ» Приказ от 15.10.2015 г. № 97/1 «О разработке адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на 2016-2017 учебный год» ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приложение к приказу № 97/1 от 15.10.2015 г. ) Приказ № 92/1 от 29.09.2015 г. «О создании рабочей группы по вопросам введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (Приказ № 97 от 15.10.2015 г.)
-
6. План работы рабочей группы МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» по подготовке к введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью в 2015-2016 учебном году (приложение к приказу № 92/1 от 29.09.2015 г.) 7. Приказ от 14.10.2015 г. № 96 «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению условий для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 8. План мероприятий по реализации инклюзивного образования (приложение к приказу № 96 от 14.10.2015 г.) 9. Приказ от 14.10.2015 № 96 «Об утверждении Плана-графика Мероприятий («дорожной карты») по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 10. Организация внутришкольного координационного совета по инклюзии
-
11. Приказ № 96 от 14.10.2014 г. «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению условий для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 12. План-график («дорожная карта») введения инклюзивного образования детей с ОВЗ на 2015–2018 годы (приложение к приказу № 96 от 14.10.2015 г.) 13. План мероприятий по реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на период 2015-2018 гг. (приложение к приказу № 96 от 14.10.2016 г.) 14. Приказ от 16.10.2016 № 98 «Об утверждении плана методической работы по реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 15. План внутришкольного контроля по реализации внедрения ФГОС ОВЗ (приложение к приказу № 98 от 16.10.2016 г.) 16. Методические рекомендации «Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО» (сентябрь 2016 г.)
-
17. Рассмотрение и утверждение Программы развития инклюзивного образования в МОАУ СОШ № 15 18. Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» 19. Должностная инструкция методиста-координатора по инклюзивному образованию МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» 20. Должностная инструкция тьютора (педагога сопровождения детей - инвалидов) МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» 21. Договор с родителями о предоставлении детям с ОВЗ начального общего образования в инклюзивной форме 22. Утверждение АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (педсовет № 12 от 14.16.16 г.) - Вариант 6.1.
-
История обучения детей с особенностями в развитии
XX в.XXIв. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0 10 20 сегрегация интеграцияИНКЛЮЗИЯ медицинскаямодельмодель модельнормализациивключения
-
Возникновение феномена совместного обучения(именно так, а не «интеграция») обычных детей и детей с проблемами в развитии было подготовлено широким распространением и внедрением в европейскую образовательную практику педагогических идей И.Г. Песталоцци
-
Инклюзия - это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия. Термин «инклюзивное образование»- от латинского слова include, означающие «включенный» Инклюзивное образование
-
Инклюзивное образование
Учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха Означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая сложна, но соответствует его способностям Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
-
Признает, что все дети могут учиться Работает над улучшениемобразовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех Является динамичным процессом, который постояннов развитии
-
«Обычное»образование
Особый ребенок Квадратные колышки для квадратных отверстий Специальные педагоги Специальные школы Специальноеобразование «Обычный» ребенок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы
-
Интегрированное образование
Адаптация ребенка к требованиям системы Превращение квадратных колышков в круглые терапия коррекция реабилитация Система остается неизменной Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
-
История обучения детей с особенностями в развитии
XX в.XXIв. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0 10 20 сегрегация интеграцияИНКЛЮЗИЯ медицинскаямодельмодель модельнормализациивключения
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ ПЕДАГОГОВ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ
-
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
-
ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Опыт взаимодействия с особыми детьми
1. В личной жизни
-
2. В педагогической деятельности
-
Есть ли дети с особенностями в развитии в Вашем классе ?
-
Есть ли опыт работы по обучению детей по обучению детей с особенностями в развитии?
-
Отношение к инклюзивному образованию
-
Категории детей с ОВЗ
С нарушениями слуха (глухие и слабослышащие) С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм) С тяжелыми нарушениями речи С умственной отсталостью С нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) С задержкой психического развития (ЗПР) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП Со сложными недостатками в развитии
-
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС и включают в ФГОС специальные требования. ОО, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных АООП.
-
-
Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения Страх перед неизвестным Консервативность общества: неготовность общества к идеям инклюзивного образования Материальные трудности: отсутствие финансирования для реализации эксперимента Проблемы внедрения инклюзивного образования
-
5. Нет четких правовых и экономических норм 6. Отсутствие в штатном расписание должности сопровождающий или помощник учителя (тьютор) 7. Отсутствие специальной подготовки у педагогов 8. Нежелание педагогов изменяться 9. Родители, как партнеры не включены в школьную жизнь Проблемы внедрения инклюзивного образования
-
10. Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки 11. Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов 12. Дефицит учебно-методических пособий 13. Недостаточная методическая подготовка педагогов 14. Недостаточная правовая региональная база 15. В штатное расписание не включены тьюторы Проблемы внедрения инклюзивного образования
-
16. Формирование адекватного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников 17. Общий рост количества детей с отклонениями в развитии с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР 18. Психологическая неготовность педагогов работать с «особенными детьми» 19. Проблема итоговой аттестации учащихся с ОВЗ Проблемы внедрения инклюзивного образования
-
Специальные условия, позволяющие удовлетворить особые образовательные потребности
Формула Дэвида Митчелла ИО= В+О+5К+П+Рс+Рк ИО –инклюзивное образование В – видение, готовность к видению инклюзивного образования в общеобразовательной школе, каждого принимают и считают важным членом коллектива О – определение в школу, включение детей в общий учебный процесс 5К –5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.
-
ИО= В+О+5К+П+Рс+Рк П - поддержка со стороны учителей, специалистов, детей и родителей. Рс – ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями. Рк– руководство на всех уровнях. Необходимо для работы всех выше перечисленных компонентов
-
Перспективы инклюзивного образования
1. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс 2. Адаптация детей-инвалидов в современном обществе 3. Создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе 4. Умение превращать свои недостатки в достоинства 5. Изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
-
«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности» А. Энштейн
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.