Содержание
-
«Все наше достоинство – в способности мыслить»Паскаль Блез
-
Тема самообразования:Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках
Отчёт Ламбантовой Лады Викторовны – учителя ИЗО, МХК, ОБЖ, технологии, I категория, МОБУ «СОШ с. Сальское» 2013-2014 уч.год
-
Новый ФГОС отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании. Цель образования формирование образовательной компетенции у уч-ся: учиться узнавать учиться делать учиться жить вместе учиться быть
-
Актуальность темы самообразования заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем и старшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением стало обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
-
Основная задача: создание и организация условий инициирующих действие ученика Одна из особенностей ФГОС – междисциплинарные программы, в основной школе их четыре – технология формирования информационной коммуникативной компетентности (ИКТ), технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, основы смыслового чтения и работа с текстом.
-
Цель данной работы: показать использование технологии РКМЧП на уроках для обеспечения возможностей становления и развития личностных функций (искать во всем смысл, проявлять творчество, давать критическую оценку) учащихся общеобразовательной школы. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: познакомиться с технологией РКМЧП, ее приемами, опробировать приемы технологии РКМЧП (2013-2014гг); показать возможности технологии РКМЧП, научить учащихся получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные знания, осваивать способы познавательной, практической деятельности (2014-2015гг); описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики (2015-2014гг).
-
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США. Разработали американские педагоги Джини Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии. После её успешной реализации они вместе с Чарлзом Темплом модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. В ней обобщены идеи Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, Д. Дьюи, Блума, Роджерса и др.; синтезированы методы технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
-
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
-
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
-
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
-
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
-
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
-
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах
-
Некоторые приёмы технологииРКМЧП
-
Приём «Зашифрованная фраза»Стадия вызоваТема урока ОБЖ в 8 классе «Биосфера и влияние на неё человека»
АБИРОЕСФ и ЯЛИЕНИВ АН ЁНЕ АКЕЧОЛВЕ
-
Тема урока ОБЖ 5 класса «Как защитить себя При угрозе террористического акта» АЧОЛЕКВЕ
-
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. Приём «верю- не верю». Стадия вызова и рефлексии
-
Приём «верю- не верю» на уроке ОБЖ 5 класс. Тема «Опасная отрава или средства бытовой химии
-
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Приём ЗХУ
-
Приём ЗХУ на уроках ИЗО в 5 классе по темам «Одежда дрених египтян», «Священные животные Древнего Египта»
-
Приём «Инсерт» («Условные значки»)Стадия осмысления содержания
«» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение
-
Приём «Инсерт» на уроке ОБЖ в 5 классе. Тема «Нарушение экологического равновесия»
-
-
Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость»)Стадия осмысления содержания
Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:
-
Фишбоун на уроке ОБЖ в 7 классеТема «Влияние вредных привычек на здоровье человека»
Опасны ли вредные привычки для здоровья человека? Вредные привычки опасны для полноценной жизни человека стремление не отстать от приятелей (чтобы не быть «белой вороной) любопытство, желание просто попробовать, пережить эти ощущения желание, чтобы тебя считали взрослым для удовольствия 50% здоровья человека зависит от образа жизни курение является предпосылкой для таких страшных заболеваний, как рак легких, инфаркт миокарда, язва желудка или двенадцатиперстной кишки алкоголь угнетающе действует на умственную деятельность человека,снижает кровяное давление. наркоманы живут гораздо меньше чем здоровые люди
-
Приём «Слепой текст»Стадия рефлексии
Восстановить текст, в котором пропущены некоторые слова. Пример – урок ОБЖ 9 класс, тема «Медицинская аптечка» Требования, предъявляемые к упаковке аптечки в целом и отдельных медикаментоввнутри нее: ………………. на лекарствах (надписи) облегчение ………… (веса) изоляция ………….. (стекла) …………. с рекомендациями (список) яркая …………….. упаковки (маркировка) жесткость герметизация амортизация ……….. (ударов).
-
Приём «Терминологический диктант».Стадия рефлексииУчитель называет определения понятий, а учащиеся записывают понятия-термины.Урок ОБЖ 7 класс, тема «Первая помощь при ранениях и травмах»
1. Это повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности функций, вызванного внешним воздействием (травма) 2. Обеспечение по возможности полного покоя поврежденной части тела (иммобилизация) 3. Это повреждения мягких тканей, при которых нарушается целостность кожных покровов (рана) 4. Система профилактических мероприятий, направленных против возможности попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи (асептика) 5. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме (антисептика)
-
Приём «Кластер». Стадия рефлексииТема урока ИЗО в 7 классе «Виды изобразительного искусства»
Виды изобразительного искусства ДПИ живопись графика скульптура круглая рельеф хохлома гжель жостово городецкая роспись народная игрушка дымковская филимоновская каргопольская барельеф контррельеф горельеф статуя бюст статуэтка торс скульптурная группа гравюра книжная ксилография промышленная монотипия литография офорт компьютерная монументальная станковая декоративная театрально-декоративная миниатюрная
-
Прием «Творчество работает на будущее» Стадия рефлексии Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.
-
Приём «Синквейн»Стадия рефлексии
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
-
Синквейны на уроках МХК и ИЗО
Возрождение Загадочное, непостижимое. Волнует, влечет, восхищает. Она завораживает меня -Эпоха! Романский стиль Суровый, тяжелый Устрашает, защищает, подавляет Это эпоха «тяжелого молчанья» Средневековый замок. Натюрморт Неживое, мёртвое Изображает, вдохновляет, привлекает Наслаждение нашей жизни! Предметы. Большой Сфинкс Дикий, сказочно-громадный Высечен, смотрит, сторожит Вызывает восхищение и благоговение Лев с головой фараона. Пирамиды Египта Безупречные, громадные Расчитаны, построены, разграблены Не имеют себе равных- Усыпальницы фараонов. ДизайнХудожественный, индустриальныйПланируют, проектируют, демонстрируютОпределение качеств промышленных изделийТворчество! ПейзажСельский, морскойНаблюдают, представляют, изображают Нарисованная сказка о природе Красота!
-
Учащиеся должны определить имена известных в мировой художественной культуре личностей по фразам, характеризующих их. Фразы выстраиваются по принципу: от более сложной к менее сложной: 1.Точная дата его рождения не известна. Его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская битва, 2.Став зрелым мастером, он принял монашество. Он трудился, не думая о признательности современников и славе в грядущем, 3.Его любимые краски – голубая, вишнёвая, розовая – были необыкновенно насыщенными. Увидев их, один монах сказал, что они поют, 4.В 1988 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью, 5.Автор знаменитой «Троицы» (Андрей Рублёв) 1.Он впервые применил собственный приём в живописи, получивший название сфумато, 2.Высшим его достижением является огромная фреска «Тайная вечеря», 3.Среди его работ «Мадонна Бенуа», «Мадонна с цветком», «Мадонна Лита», 4.Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком и анатомом, 5.Он создал самую загадочную улыбку(Леонардо да Винчи) Приём «Штрихи к портрету» к урокам МХК. Стадия рефлексии
-
Выводы
Использование технологии РКМЧП на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц; сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
-
Источники
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А.С. Смолова М-Просвещение, 2010 http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp2%2Csource%2Cweb%2Cpre%2Csitelinks&text=прием%20ркм&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XtO8xHuNro5yTiZFW9avkdtDZ8iTSKa06jjEEk14O1nDiOXK-T3R0a7YVmmEeR2nooCeECHxsla1pQ9SQopyanAAAGGg8ISXzOuK9ARANqRk1BsCCz7MnUcNJpFSCycm0_Smh1T9OIXwpUlaBT2g30XnnOSicgYPu6OJqYz4IW3TT-gwFpxwLQyVZpKmYEXoLugP_yCiUjzNA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxc01SeGEzSzdqM2ZPOW9ORUZUUnJWT19IeU55QkpBVUxzVVhEZm5sNmFkZnkxbV94R3U0c1BTbTBHbXZxMEE5U1RUb1BQVE9sTEF1aDJuN3V5aEoxYmF5NnNFRHQ4U01BQ19BQVZ6T2lOalE&b64e=2&sign=d7f385500fe5f2b93d136c651a4da345&keyno=0&l10n=ru&mc=5.719675264720882
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.