Содержание
-
Педагогическая социальная психология
Тема 1. Предметная область педагогической социальной психологии
-
Литература:
Психология. Под. Ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. М.: Прайм-Еврознак, 2008
-
Никакая психология не может не быть социальной психологиейПредметная область:
социальной психологии: психологические закономерности взаимодействия людей педагогической психологии: психологические закономерности процессов обучения и воспитания педагогической социальной психологии: психологические закономерности взаимодействия людей в образовательной среде
-
Образовательная среда -
– система, включающая в себя : совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебную работу; управление УВП; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Компоненты образовательной среды (по В.А.Ясвину): Пространственно-архитектурный (предметная среда) Социальный (формы детско-взрослой общности) Психодидактический (содержание образовательного процесса, организация обучения).
-
История педагогической социальной психологии:
Первый этап. Описательный этап. Происходит выделение социально-психологических явлений из психологических и социологических (1859, журнал «Психология народов и языкознание»). Психология народов (Германия). Задача социальной психологии познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов Психология масс (Франция) . В основе идея социального подражания, которое рассматривается как основа поведения человека в обществе. В основе поведения лежит заражение и рассматривал всякое скопление людей как «массу», в которой человек утрачивает способность к наблюдению. Толпа нуждается в вожде Теория инстинктов социального поведения (США). Причины поведения -во врожденных инстинктах (инстинкт борьбы - ярость, страх, инстинкт приобретения - чувство собственности и т.д.). ГейманШтейнталь, 1823—1900 МорицЛацарус, 1824-1903 ГабриэльТард, 1843–1904 Гюстав Лебон, 1831-1921 Уильям Мак-Дуггал, 1822-1905
-
Научный этап: экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе Эксперименты Вальтера Мёде проводились по особой методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым, и постепенно количество участников увеличивалось. Была выявлена разница в способности выносить боль в одиночку и в группе, звукоразличении, устойчивости и силе внимания. Результаты: 1. Имеются различные типы людей относительно влияния на них группы; 2. В познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; 3. В зависимости от типа отношения к группе происходят сдвиги и в психической сфере. Люди делятся на: социально-возбудимых, социально-тормозных и социально-индифферентных Владимир Михайлович Бехтерев, 1857-1927
-
Современные научные школы: Бихевиоризм – изучает социальное поведение человека в контексте формулы «Стимул-реакция». Когнитивизм – изучает убеждения, регулирующие социальное поведение людей. Неопсихоанализ – изучает механизмы идентификации человека с группой. Символический интеракционизм – анализирует поведение человека только как члена определенной группы: опираясь на культурные представления, прежде всего заложенные в языке, человек определенным образом интерпретирует ситуацию и соответствующим образом себя ведет.
-
Социально-психологические явления в педагогическом взаимодействии: Социально-психологические явления – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей, а также их принадлежностью к социальным общностям
-
Педагоги – гуманисты Взаимодействие в образовательной среде: 1. субъект-объектное общество и различные его институты (в том числе и образовательные) рассматриваются как субъект социализации, а человек – как её объект, занимающий пассивную позицию. Социализация – это процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. 2. субъект-субъектное человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Эмиль Дюркгейм (1958-1917) ТолкоттПарсонс (1902-1979) Иоганн Генрих Песталоцци, 1746-1827 Жан-Жак Руссо, 1712-1778 Джон Герберт Мид (1863 - 1931) Чарльз Кули (1864-1929)
-
Субъект-субъектный подход в образовании позволяет решать следующие задачи: повышение мотивации к обучению; активизация процесса обучения; активизация мышления; разрушение барьеров между учеником и преподавателем; установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности.
-
Субъект обладает следующими характеристиками ( по С.Л. Рубинштейну): Категория субъекта всегда соотнесена с категорией объекта Субъект всегда есть субъект общественный; особенности его бытия и познания зависят от культуры и исторической эпохи, в которых он живёт. Субъект осуществляет деятельность, то есть действует целенаправленно, активно, намеренно, осознанно, с определёнными целями. Субъект обладает не только сознанием, но и самосознанием. Он отслеживает изменения, происходящие в его внутреннем мире и деятельности, и может в какой-то степени ими управлять. Каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому. Субъект «пристрастен», т. е. его деятельность опосредована его мотивами и эмоциями. Субъект склонен делать то, что для него важно и значимо. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960)
-
Основа субъект-субъектных отношений – партнерство Формула партнерства: уважение - признание ценности партнера и его мнения, интерес к партнеру, наличие общей цели, диалог как форма контакта, договор о взаимодействии, который включает в себя: понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера, разделение ответственности - принятие на себя ответственности за свои действия в отношении себя и партнера, и передача ответственности партнеру за него и его действия.
-
Эффекты партнерских отношений:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.