Презентация на тему "Тема «Феноменология общения»"

Презентация: Тема «Феноменология общения»
Включить эффекты
1 из 49
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Тема «Феноменология общения»". Содержит 49 слайдов. Скачать файл 0.17 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    49
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема «Феноменология общения»
    Слайд 1

    Тема «Феноменология общения»

    Определение общения, его социально-психологическая специфика Структура и функции общения Типы и виды общения Средства и стили общения Методы исследования общения.

  • Слайд 2

    Обзор литературных источников по теме

  • Слайд 3

    Учебники, монографии, словари

    Бодалев А.А. Психология общения. М.:МПСИ, 2002.-320с. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2012.- 576 с. Куницына В.Н., Казаринова В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб., 2006. – 544 с. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Аcademia, Смысл, 2008.-368с. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990.- 191с. Психология общения. Энциклопедический словарь/Под редакцией А.А. Бодалева.- М.: Когито-Центр, 2011.-600с.

  • Слайд 4

    Учебники по социальной психологии

    Андреева Г.М. Закономерности общения и взаимодействия //Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2005 Битянова М.Р. Социально-психологическая характеристика общения //Битянова М.Р.

  • Слайд 5

    Определение общения

    Г.М. Андреева А.В. Петровский В.В. Знаков сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человек такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью подразумевается ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи

  • Слайд 6

    ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ (от лат. fatuus — глупый)

    бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения

  • Слайд 7

    Общительностьярко выраженная эмоциональная природакомплекс компонентов

    Коммуникабельность Социальное родство Альтруистические тенденции способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации желание находиться в обществе, среди других людей любовь к людям

  • Слайд 8

    Параметры личности, влияющие на общительность (по А.В. Мудрику)

    особенности мышления свободное владение речью эмпатия и спонтанность восприятия определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату) коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации

  • Слайд 9

    Социально-психологическая специфика общенияформа жизнедеятельности человека

    Общение как средство реализации общественных отношений Взаимодействие не конкретных личностей, а конкретных социальных ролей Общение как средство реализации межличностных отношений Эмоциональная основа: складываются и возникают на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению к друг другу

  • Слайд 10

    Социальная роль Фиксирует положение индивида в системе общественных отношений Несет на себе печать общественной оценки Оставляет диапозон возможностей для исполнителя (стиль исполнения роли) Межличностная роль Фиксирует положение человека в системе групповых связей не на основе объективного места в этой системе, а на основе индивидуально-психических особенностей личности

  • Слайд 11

    Социальная психология общения и межличностных отношений

    раздел социальной психологии, который изучает психологические факты, закономерности и механизмы взаимоотношений и психических взаимосвязей (симпатия, совместимость) субъектов в процессе взаимодействия

  • Слайд 12

    Структура общенияпорядок совокупности устойчивых связей элементов объекта действительности, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях

    через выделение уровней анализа общения через перечисление его основных функций

  • Слайд 13

    Первый Второй Третий уровень — уровень— уровень—макроуровеньмезауровеньмикроуровень

    Три уровня анализа общения (по Б. Ф. Ломову)

  • Слайд 14

    Макроуровень анализа общения (по Б. Ф. Ломову)

    Общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни Процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида Общение выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами

  • Слайд 15

    Мезауровень анализа общения (по Б. Ф. Ломову)

    Общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения делается на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью».

  • Слайд 16

    Микроуровень анализа общения (по Б. Ф. Ломову)

    Анализ элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие.

  • Слайд 17

    Функции общения

    те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека разные основания для их классификации многообразны

  • Слайд 18

    Функции общения (по Л. А. Карпенко) Контактная Информационная Побудительная Координационная Понимания по критерию «цель общения» установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности обмен сообщениями, т.е. прием — передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д. стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.)

  • Слайд 19

    Функции общения (по Л. А. Карпенко) Амотивная Установления отношений Оказания влияния по критерию «цель общения» возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

  • Слайд 20

    Социально-психологические функции общения (по Ю.А. Шерковину)

    Контакта Отождествление Противопоставление себя с группой себя ей социализация индивидуализация социальная личная идентичность идентичность

  • Слайд 21

    Типы и виды общенияобщеепроведение многочисленных сравнений, сопоставлений и исключений, в результате которых выявляются наиболее характерные общие признаки явлений действительности составляющая часть системы, в соответствии с которой наша мыслительная деятельность организуется по определенному алгоритму

  • Слайд 22

    Тип и вид различия

    определяет признаки явлений действительности на основе сходства и подобия ( «Такой же, как…»); определяет общие признаки  ряда предметов, явлений или действий на основе их сходства и подобия; позволяет классифицировать эти признаки в соответствии с образцом, в котором они проявляются полностью; благодаря типизации удается выявить видовую принадлежность предмета или явления выявляет, в какой мере в ком-либо или в чем-либо присутствуют общие признаки и может ли степень их выраженности соответствовать  формуле «Один из…»; более широкое, чем тип, понятие, проявляет степень выраженности общих для видового ряда признаков в единичном предмете или явлении

  • Слайд 23

    Варианты общения (сфера взаимодействия)

    педагогическое профессиональное семейное деловое интимное

  • Слайд 24

    Варианты общения(отношение к партнеру и характер взаимодействия с ним)

    Монологическое Диалогическое Императивное Манипулятивное Гуманистическое

  • Слайд 25

    Императивное общение

    Определение Партнер Средства влияния Разрешенные сферы Авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или реакциям Объект воздействия, пассивная сторона Приказы, предписания, требования Военные отношения, экстремальные условия

  • Слайд 26

    Манипулятивное общение

    Определение Партнер Разрешенные сферы Форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто Не целостная уникальная личность, а носитель нужных свойств Бизнес, деловые отношения, область пропаганды

  • Слайд 27

    Диалогическое общение

    Определение Партнер Разрешенные сферы Равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению Целостная уникальная личность Детско-родительские отношения, сфера педагогической деятельности, супружеские отношения

  • Слайд 28

    Стиль общения

    В.С. Мерлин И.П.Шкуратова Л.И.Габдулина Индивидуальный стиль общения частный случай стиля деятельности с выделением тех же компонентов самостоятельный феномен, имеющий свою специфику по сравнению со стилями деятельности Следует разграничить стили ролевого (профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и содержание этих двух видов общения очень различны.

  • Слайд 29

    Стиль общения(И.П.Шкуратова , Л.И.Габдулина )

    целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры – мотивационно-смысловая, выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей, мотивов, целей общения), и операциональная, представленная устойчивой системой приемов, способов, средствкоммуникативного поведения

  • Слайд 30

    Б. Ф. Ломов

    «Общение не исчерпывается только речевыми циклами, в него включаются также сопряженные эмоциональные реакции, взаимосвязанные мимические и пантомимические движения»(с.274) Методологические и теоретические проблемы психологии . - М.: Наука, 1984. - 444с.

  • Слайд 31

    Общение

    Вербальное Невербальное

  • Слайд 32

    Список литературы по проблеме “ Невербалика”

    Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса //Вопр. психол.- 1999.-№6.-С.89-100 Журавлев А.Л., Матюхина О.И. Методика оценки перцептивной значимости невербальных характеристик в молодежных группах //Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН /Отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 2002. С. 299-321 Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход).- Р/н Д.: Из-во Ростовского ун-та, 1986. – 136с. Лабунская В.А. О “практичности” социальной психологии невербального общения //Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб,2000. С. 377 – 394 Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения //Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 85 – 94 Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, : Феникс, 1999. —608 с. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально–экспрессивного тренинга //Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 31 - 38 Логинова Е. В. Психологические средства оптимизации невербального общения личности.- : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01, Новосибирск, 2003.-156 c. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр Искусство и наука,1998.- 164с. Морозов В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи //Психол. журн. 2001. Т.22. № 6. С. 48- 63 Петрова Е.А. Знаки общения. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –256с.

  • Слайд 33

    Понятийный аппарат невербалики

    Невербальный язык Невербальное общение Невербальная коммуникация Невербальное поведение Внешний облик человека

  • Слайд 34

    Невербальный язык

    все, что несет информацию о человеке, говорит нечто о нем бессловесно, система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и влияния на людей

  • Слайд 35

    Невербальное общение 90-годы XX века

    Отечественная психология Зарубежные источники М. С. Андрианов, А. Г. Асмолов и Е. И. Фейгенберг, А. К. Болотова, М. В. Буракова, И. И. Дроздова, А. П. Кваша, Н. И. Килошенко, Т. А. Кривченко, Е. В. Кузнецова, А. В. Челябина, В. А. Лабунская, Т. М. Ногерова, Н. Г. Лашхи, В. П. Морозов, Е. Н. Михеева, Н. В. Слепцова, Н. П. Сметанина, Н. В. Федорова, А. В. Шленская, Т. А. Шкурко и др. появление значительного количества переводов зарубежных авторов преимущественно научно-популярного характера (А. Пиз и др.), посвященных «языку тела» (body language) использование тормозится невозможностью определить масштабы распространенных на территории России форм поведения, выявленных западными психологами, их соответствие российской ментальности

  • Слайд 36

    Невербальное общение( по В. А. Лабунской)

    такой вид общения, для которого характерным является использование невербального поведения и невербальных коммуникаций в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека

  • Слайд 37

    Невербальная коммуникация

    в широком смысле употребляется для обозначения систем несловесных знаков, использующихся для передачи информации, в этом употреблении термин синонимичен категории «невербальный язык». система неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации (В.П. Морозов) в узком смысле обозначает экспрессивные явления, любые значащие движения в общении: жесты, мимику, взгляд, походку, позы

  • Слайд 38

    Невербальное поведение личности (по В.А. Лабунской)

    это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразо­ванных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков вплетено во внутренний мир личности. не сводится функционально к сопровождению переживаний личности выступает внешней формой существования и проявления психического мира личности анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения — это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения

  • Слайд 39

    Внешний облик человека

    В русле отечественной традиции (А. А. Бодалев, В. Н. Панферов) совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному отражению включает в себя физический облик (внешнее тело), социальное оформление внешности и экспрессивно-импрессивные движения, которые, являясь внешними характеристиками человека, становятся предметом интерпретации в межличностном общении как единый «визуальный текст общения».

  • Слайд 40

    Зрительно воспринимаемая информация о человеке и от человека передается визуальными знаками трех визуально-коммуникативных систем:

    габитуса костюма кинесики (физический облик, анатомические особенности лица, других частей тела, конституция и пр.) (социальное оформление вне­шности: одежда, обувь, украшение, аксессуары, прическа, очки и пр.) (любые значащие движения: мимика, жестикуляция, походка, позы).

  • Слайд 41

    Триада «внешность — личность — образ»

    Повышение общественного и научного интереса к психологическому изучению развитие психологии рекламы, имиджелогии (В. М. Шепель), изучение психологических аспектов формирования индивидуального имиджа (Р. Ф. Ромашкина, И. А. Фе­доров), для которых вопросы визуальной экспрессии и импрессии становятся особенно важными

  • Слайд 42

    Изучение внешнего облика человека

    60-70-е годы XX века: процессы социальной перцепции А. Бодалев, В. Н. Панферов и их последователи (Е. Ф. Бажина, Я. Вальсинера, А. Г. Гусевой, А. М. Зимичева, А. С. Золотняковой, А. П. Коняевой, В. Н. Кунициной, X. Миккина, Т. А. Репиной, Е. В. Рощиной, Н. А. Русиной, А. А. Степанова, К. Д. Шафранской, П. М. Якобсона и др.). Конец 80-годов : в рамках социально-психологического подхода новая область: психология невербального поведения (В. А. Лабунская) Начало XXI века : психосемиотика внешнего облика (Е.А. Петрова) вопросы восприятия и понимания человека человеком, создания образа партнера по общению в результате восприятия и интерпретации лица, внешности и выразительного поведения проблема социально-психологической интерпретации связи невербального поведения и социально-психологических характеристик личности и группы все визуальные знаковые системы, образованные семиотическими проявлениями внешнего облика человека и несущие информацию в общении

  • Слайд 43

    Средства общения

    Вербальные Невербальные

  • Слайд 44

    Функции невербальных средств общения

    Создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения Передавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации

  • Слайд 45

    Невербальные средства

    Основные характеристики движение пространство время Системы отражения и восприятия оптическая акустическая тактильная ольфакторная

  • Слайд 46

    Визуальные Акустические Тактильные Ольфакторные Виды НСО (на базе систем отражения и восприятия)

  • Слайд 47

    Типы методов исследования общения (по В.А. Соснину) 

  • Слайд 48

    Специфика методик исследования общения

    диагностирование только отдельных компонентов процесса общения, диагностирование факторов, влияющих на общение .

  • Слайд 49

    Методическая база

    Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э.Берну) Диагностика социальной эмпатии Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» Диагностика личностного эгоцентризма Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко) Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) Диагностика уровня поликоммуникативнойэмпатии Диагностика принятия других (по шкале Фейя) Диагностика доброжелательности ( по шкале Кэмпбелла) Экспресс-диагностика доверия ( по шкале Розенберга) Изучение способности к самоуправлению в общении Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко) Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников) Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев) Методика диагностики процесса общения (В.Н. Недашковский)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке