Содержание
-
" Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
2006-2010год
-
Вступление: Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо усвоить звуки и написание букв, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Проблема дисграфии существует давно. Но по-прежнему остаётся теоретически, практически и социально значимой. Разные исследователи называют дисграфию критически актуальным и недостаточно разработанным в методическом плане вопросом. Возможное решение этого вопроса связывают с прогрессом всего общего образования. Однако выход из проблемы ещё не найден, а количество детей с дисграфией очень велико. В литературе существуют разные научные подходы к проблеме дисграфии. В последние десятилетия эта проблема изучается на основе многоаспектного подхода с использованием опыта клинической диагностики, психолингвистики, психологии обучения и социологии, тестовых исследований. В настоящее время учёными выдвинуты две основные теории возникновения дисграфии у детей. Одна из них – теория фонологического дефицита, центральным звеном которой является трудность обработки детьми с дисграфией звуковой стороны речи. Другая теория связана со зрительными нарушениями. В ней рассматривается наличие различных зрительных аномалий. Данные теории всесторонне изучаются, но, кажется, никто уже не может отрицать их совместного существования. Неспособность к овладению письмом отмечается при высоком коэффициенте умственного развития. Однако педагоги обращают внимание на особенности личности детей с дисграфией, отмечают у них некоторые особенности поведения, недостаточную критичность с недооценкой или переоценкой своих возможностей.
-
Основной целью эксперимента является – создание оптимальных педагогических условий для формирования полноценной речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.
Практическое значение такой экспериментальной работы: при получении ожидаемого результата после завершения эксперимента: опыт работы даст новые возможности и пути преодоления проблем усвоения русского языка как у детей с речевыми проблемами так и у детей в норме, поможет детям с такими нарушениями более легко адаптироваться в основной школе и в жизни в целом..
-
Характеристикаэксперимента:
Для проведения эксперимента в первый класс набраны дети из речевых садов, преимущественно с поставленным диагнозом – дизартрия (это нарушение звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленных недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата). Дети находятся на разных уровнях общего недоразвития речи (втором и третьем). Второй уровень недоразвития речи – резко нарушено звукопроизношение, дети используют фразы с грубыми нарушениями лексико –грамматического строя речи.. Третий уровень- пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматики. Эксперимент рассчитан на четыре года обучения, за это время дети должны выровняться до нормы.
-
В режим дня входит обязательный отдых, полдник.
-
В эксперименте принимают участие и учителя предметники.
На уроках музыки отрабатываем ритм, движение с ритмом, артикуляцию.
-
I этап - звукобуквенная работа над словом, исправление звукопроизношения.
-
Исправление звукопроизношение
На каждом экспериментальном классе работает учитель, имеющий второе образование – учитель-логопед.
-
Алгоритм работы над словом
Проговори или прочитай слово. Обозначь слово чертой в тетради. Сделай последовательный анализ слова, охарактеризуй каждый звук, обозначай каждый звук кружочком нужного цвета. Определи сколько в слове слогов, отхлопай, отдели чертой. Произнеси слово, определи ударный звук. Под каждым кружком-звуком напиши букву, которая его обозначает. Проверь слово - назови и обозначь слияния и отдельные звуки. Исправь ошибки.
-
-
-
1.Звуковая схема. 2.Пропечатываем слово. 3. Прописываем слово.
-
Приложение 1Примерные упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений.
1.Развитие слухового внимания. Какой звук ты слышишь чаще, сколько раз? [х]-4Хорек ходил на елку к волку,Унес хлопушку втихомолку. [з]-5Зимним утром от морозаНа заре звенят березы. 2. Фонематический анализ В словах пропущены гласные буквы. Впиши пропущенную гласную, чтобы получилось слово. П_ РК ЗВ __ РЬ РОМ __ ШКАЧЕРН __ КА ЗАД __ ЧА Б __ РАТИНО Вставь пропущенные согласные в словах. Подчеркни все согласные в словах. ЛО __ КА КРУ __ ОК БА __ ОЧКА С __ ОН ДЕВО __ КА Г __ УЗОВИК СТ __ ЕЛКА КА __ ТИНА
-
-прочитай пословицы и поговорки. Проговори слова, в которых встретились звуки С или З.Береги нос в сильный мороз.Не велик соловей, да голос золотой.У страха глаза велики.Спасибо, мороз, что снегу нанес.
3. Фонематический синтез -составь слово из рассыпавшихся букв, слогов. -собери слово на слух по звукам (диктуем в прямой последовательности и обратной) -составь текст из запутавшихся предложений 4. Упражнения направленные на борьбу с оптическими нарушениями
-
рисуем по клеточкам, копируем заданную фигуру, обводим фигуру по внутреннему объему, по внешнему объему. 5. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: -пальчиковые гимнастики "Пальчики в лесу" Раз, два, три, четыре, пять Левую руку повернули Пошли пальчики гулять. ладонью к себе. Один пальчик - гриб нашел, Загибают пальчики Второй пальчик - чистить стал, по очереди, начиная Третий пальчик - резал, с мизинца. Четвертый пальчик - ел. В конце щекотят этот пальчик лишь глядел! ладошку. -упражнения с палочками(выложи фигуру) -плетём коврики -рисуем по клеточкам-догадайся на ощупь, что в мешочке
-
Плетем коврики
-
Игра крестики-нолики (дифференциация парных согласных звуков) – разработана творческой группой учителей-логопедов ГОУ СОШ №21.
-
-
Игра «Найди место звука в слове» (звуковой анализ слова) - разработана творческой группой учителей-логопедов ГОУ СОШ №21.
-
Игра «Наряди ёлочку»(работа с парными согласными)-разработана творческой группой учителей-логопедов ГОУ СОШ №21.
-
II этап –работа со словом и предложением.
-
Алгоритм работы со словом и предложением
Повтори предложение вслух. Подумай подходят ли слова друг другу. Составь схему предложения. Записывай слова, при этом думай: какие буквы надо писать? Какое правило можно применить? Проверь написанное- читая, отмечай слияния и отдельные звуки. Будь внимателен – нет ли пропуска слога или буквы, нет ли замены букв сходных по звучанию, правильно ли написаны буквы?
-
Работа над самоконтролемПроверь: читая, отмечай слияния и отдельные звуки (разработана творческой группой учителей-логопедов ГОУ СОШ №21).
-
Приложение 2.Примерные упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза на уровне предложения.
Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении. Работа с деформированным предложением, текстом. Упражнение – тексты с ошибками, можно давать по возрасту, можно по правилам. Стойала силная жара. Долго небыло дожда. Земля потрескалас Завали цвиты, по жилтела трова. Но вот полили благодатные дажди. После дождйа всё оживилось, разцвело. Колосьйа наполях поднялись, цвиты рас пустились. Лес снова зазиленел. Проверка написанного текста. Работа над ошибками.
-
Памятка «Работа над ошибками» (разработана творческой группой учителей- логопедов ГОУ СОШ №21).
-
III этап –работа над развитием речи.
-
Методы и приемы работы над развитием связной речи.
Использование лексических средств выразительности в связной речи (омонимы, синонимы, антонимы, словообразование) Использование эмоционально-экспрессивной лексики (пословицы, поговорки, фразеологизмы). Работа над словообразованием, как процессом образования слов с новым лексическим значением. Использование на уроках диалогов. Драматизация прочитанного. Работа над написанием сочинений (использовалась методика и тетради Г.С. Щеголевой). Анализы стихотворного, прозаического, драматического текстов.
-
Работа с пословицами и поговорками
-
Драматизация прочитанного
-
Использование лексических средств
-
Алгоритм анализа лирического произведения.
Первое впечатление и первое ощущение от прочитанного. Определите по лексике образ поэта, его чувства, мысли, действие или бездействие. Обратите внимание на характер поэтических метафор. Определите, как развиваются основные темы в композиции стихотворения. Особенности интонации, звучания, ритма. Сопоставьте стихотворение со стихами других знакомых поэтов на ту же тему. Выскажите свою точку зрения.
-
Алгоритм написания отзыва о прочитанном детьми.
Название произведения, автор. Понравилось или нет? Почему? Главные герои произведения. Основная мысль произведения. Вывод.
-
Приложение 4.Индивидуальная речевая карта (разработана творческой группой учителей-логопедов ГОУ СОШ №21). Страница 1.
-
Индивидуальная речевая карта Страница 2.
-
Индивидуальная речевая карта Страница3
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.