Содержание
-
«ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИЙ И ДИСГРАФИЙ»
Подготовила: Михайлова Людмила Викторовна
-
План:
Анализ литературы по теме. Актуальность темы. Раскрытие понятий «письменная речь», «дисграфия» и «дислексия». Первичная профилактика дислексий и дисграфий. Вторичная профилактика дислексий. Вторичная профилактика дисграфий. Заключение. Литература по профилактике коррекции нарушений чтения и письма.
-
Актуальность
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.
-
Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование. Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей. В понятие «письменная речь» входит: Чтение. Письмо. Письмо– знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.
-
Нарушения письменной речи
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дисграфия- частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
-
Первичная профилактика дислексий и дисграфий
Коррекция дислексии и дисграфии наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика – ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия: 1.Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорождённого: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорождённого и т. п. 2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
-
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. 4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) служит достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы отклоняющегося развития фонологической системы у ребёнка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической коррекции.
-
5. При наличии билингвизма (двуязычия) у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфиии должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. 6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приёмов подготовки ребёнка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.
-
7. В последнее десятилетие к числу причин дислексии и дисграфии добавились дидактогенные факторы. Неоправданно раннее обучение грамоте (до 5 лет) в детских садах или дома родителями иногда провоцирует возникновение дислексии и дисграфии в тех случаях, когда у ребёнка ещё не наступила психологическая готовность к такому обучению. Раннее обучение чтению (до 5 лет) следует проводить лишь в исключительных случаях с детьми, у которых отмечается опережающее психическое и речевое развитие. 8. Ещё одним средством первичной профилактики дислексии и дисграфии в настоящее время следует признать удлинение пропедевтического, подготовительного периода в первом классе. В настоящее время он сокращён до чисто символического уровня.
-
Вторичная профилактика дислексии
Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее: 1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития. 2. Дети с дислексиейс трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет.
-
Вторичная профилактика дисграфии
Она заключается в следующем: Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей: а) с «цепочкой» серии постнатальных вредностей; б) с поздним и аномальным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.
-
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа. 1. Исправление фонетико-фонематических нарушений. 2. Формирование функционального базиса письма. 3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
-
Заключение
Профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, надо начинать с рождения и продолжать до исчезновения проблемы. А если быть еще более конкретным, то очень многое зависит от здоровья и образа жизни родителей ребенка на тот момент, когда они еще только планируют его рождение, от всевозможных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный период. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения должна быть комплексной и включать следующие направления: Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие зрительного восприятия. Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений. Развитие слухового восприятия. Развитие восприятия времени и пространства. Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Развитие артикуляционной моторики. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
-
Профилактическая работа, направленная на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процессов чтения и письма, может способствовать овладению полноценными навыками письменной речи. Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы. Дислексия и дисграфия являются серьезной социальной проблемой. От уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал. (Корнев А.Н.)
-
Литература по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
-
-
Яковлева Н.Н.
-
Бекшиева З.И.
-
-
Поваляева М.А. Яковлева Н.Н.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.