Содержание
-
Нейропсихологический подход к профилактике дисграфии у старших дошкольников МКДОУ Рамонский детский сад № 4 Подготовил учитель-логопед: АбинякинаО.А. рп Рамонь-2020
-
Неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. Следовательно, важно устранить предпосылки дисграфии еще до начала обучения ребенка грамоте. В настоящее время для устранения причин нарушений письма применяются коррекционные методики, разработанные представителями современной логопедической науки профессором Филичевой Т. Б., профессором Чиркиной Г. В. на основе принятой в логопедии классификации дисграфий профессора Лалаевой Р. И. Неуклонный рост процента «неуспевающих школьников» заставляется задуматься о новых системных методах коррекции и, что особенно актуально, в области профилактики нарушений письменной речи. В своей работе «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» Л. Г. Парамонова указывает на, что: «Прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо говорить о первичной профилактике непосредственно речевых нарушений».
-
По её мнению, первичная профилактика нарушений речи строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Она выделяет два основных направления первичной профилактики речевых нарушений: 1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов: – предупреждение ушибов головы; – предупреждение заболеваний и детских инфекций; – охрана органа слуха ребенка; – охрана органов артикуляции: – охрана голосового аппарата; – охрана нервной системы ребенка для предупреждения невротических речевых расстройств и, в первую очередь, заикания.
-
2. Забота о правильном речевом развитии ребенка: – наличие благоприятного речевого окружения как образца для подражания: – необходимость общения с ребенком, начиная с первых дней его жизни; – медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией; – отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов; – необходимость приучения ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, так как это способствует усвоению правильной артикуляции; – создание ситуаций, при которых ребенок должен говорить; – полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком; – занятия ритмикой, музыкой, пением, так как это способствует развитию правильного дыхания, гибкого и сильного голоса, предупреждает невнятность речи; – развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью. К мерам ранней профилактики дисграфии Л. Г. Парамонова относит: – развитие дифференцированного слухового восприятия; – развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; – обогащение словарного запаса и правильное формирование грамматического строя речи; – развитие фонематического анализа и синтеза.
-
А. Н. Корнев предлагает проводить первичную профилактику дисграфии ещё раньше. По его мнению, профилактика нарушений речи должна заключаться в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к этим нарушениям, а именно: 1) действия по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности и предупреждение родового травматизма. 2)действия по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первый год жизни. 3) ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. 4) ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Так позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. 5) при наличии билингвизма у ребенка, необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. 6) работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
-
Коррекционная работа по профилактике дисграфии, по мнению А. Н. Корнева, заключается в следующем: 1) своевременное выявление детей «группы риска» и проведение с ними коррекционно-профилактической работы; 2) исправление фонетико-фонематических нарушений; 3) формирование функционального базиса письма: – развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой: звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза); – развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления; 4) Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
-
Профилактика нарушений письма с позиции нейропсихологии активно пропагандируется Ахутиной Т. В., Иншаковой О.Б., Пылаевой Н.М. Начиная с подготовительной группы, педагоги дошкольной образовательной организации (ДОУ) начинают ознакомление детей с буквами русского алфавита, формированием графомоторных навыков. Именно в этот период и выявляются скрытые проблемы детей, имеющих не только фонетические, но и психические нарушения, отражающиеся на их способности качественно и полноценно овладеть навыком письма. В группу риска по дисграфии, с позиции нейропсихологии, входят: 1) Энергетически ослабленные дети. У таких детей можно наблюдать нестабильность ситуации решения, что связано, в первую очередь с физиологическими возможностями ребенка. Таким детям показаны: •строгий и четкий режим дня; •смена активной работы подвижным, посильным отдыхом.
-
2) Дети с функциональной слабостью программирования и контроля. Такие дети легко упрощают данное им задание, выхватывая какой-либо фрагмент задачи. Они стереотипно, инертно переносят способ решения предыдущего типа задач на новый, формальны при решении. Упор в работе с такими детьми необходимо делать на формировании программы, обеспечивающей усиление ориентировочной основы деятельности. При этом необходимо соблюдение трех основных требований: •анализ: ориентировка в условиях задачи, максимальная наглядность; •серия операций: выработка последовательности (серии) шагов при решении задачи; •контроль: обеспечение пошагового контроля самого ребенка за собственными действиями и сравнение правильности решения с промежуточными результатами.
-
3) Дети с низким объемом слухоречевой памяти. Таким детям крайне затруднительно, а, порой, просто невозможно решение задач, предъявляемых на слух. В первую очередь, это связано с трудностями удержания значительного числа элементов, входящих в условие задачи. Однако в ситуации дополнительной наглядности задания, ситуация меняется и ребенок демонстрирует большую самостоятельность. 4) Дети со слабостью зрительно-пространственных функций. Подобные затруднения проявляются на начальной ступени обучения. Пространственные функции формируются достаточно длительное время, поэтому необходима совместная последовательная работа логопеда и ребенка, которая без сомнения даст плоды. Основные разделы профилактики дисграфии с позиций нейропсихологического подхода представлены в таблице №1.
-
Таблица № 1 Основные разделы профилактики дисграфии с позиций нейропсихологического подхода
-
-
Логопедам и педагогам ДОУ важно учитывать индивидуальные соматические и психические возможности ребенка. Знание индивидуальных особенностей детей даст возможность правильно организовать обучающий и коррекционный процессы, предупредить возможность возникновения нарушений письма. Система воздействия должна быть комплексной и включать, помимо педагогического (логопедического) аспекта, психологическое и, в том числе, нейропсихологическое направление. Основными направлениями коррекционного воздействия должны стать: - активизация деятельности; - программирование, регуляция и контроль действия; - переработка кинестетической и слуховой информации; - переработка зрительной и зрительно-пространственной информации. Направления воздействия и рекомендации к их реализации в процессе формирования навыка письма с позиции нейропсихологии представлены в таблице № 2.
-
Таблица № 2 Направления воздействия при формировании навыка письма с позиции нейропсихологии
-
Ахутина Т. В. указывает на то, что: «…Чтобы эффективно помогать детям, чтобы строить адекватные их трудностям индивидуальные развивающие программы, нужно знать, что именно необходимо развивать, чтобы помочь ребенку преодолевать не только имеющиеся сейчас, но и возможно в будущем трудности учения». Таким образом, профилактика дисграфии у детей с ФФН должна осуществляться комплексно, учитывать не только недостатки устной речи, но особенности ВПФ этих детей, в том числе и базовых для усвоения письма, предпосылок.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.