Презентация на тему "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ."

Презентация: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
1 из 67
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.", включающую в себя 67 слайдов. Скачать файл презентации 0.17 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    67
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
    Слайд 1

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 

    П Л А Н 1. Общественное сознание и его структура. 2. Политическое сознание: уровни, функции, формы З. Политическая идеология и политическая психология как уровни политического сознания. 4. Основные идейно-политические течения современности.  

  • Слайд 2

    Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство обретает относительную самостоятельность.

  • Слайд 3

    Общественное сознание является многокачественным образованием. Аспекты общественного сознания: познавательный (гносеологический), социологический

  • Слайд 4

    Познавательный (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ) аспект

    общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения объективного мира, общественного бытия. Все уровни, виды обще­ственного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отражают они объективную истину или нет, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

  • Слайд 5

    Гносеологический аспектпозволяет вы­делить в общественном сознании два своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся принципи­ально противоположным отношением к объективной истине, теоретическое и эмпирическое сознание, раз­личающиеся по уровням отражения действительности.

  • Слайд 6

    Социологический аспект

    общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятель­ности общественного субъекта. Основным здесь является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обосновании, развертывании его деятельности.

  • Слайд 7

    Выделение социологического аспекта общественного сознания позволило предло­жить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной деятельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетишистских форм об­щественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на теоретическом и обыденно-практическом уровнях, решить ряд других проблем.

  • Слайд 8

    Раскрытие многокачествеыности обществен­ного сознания ориентирует и на многоплановое выяв­ление места и роли каждого его фрагмента, прежде всего таких, как обыденное сознание, общественная психология и идеология.

  • Слайд 9

    Обыденное сознание— повседневное, практическое сознание; оно представляет собой функцию непосред­ственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не сущност­ных его связей. Обыденное сознание претерпевает из­менения в процессе развития человеческого общества и испытывает воздействие таких уровней отражения, как наука, идеология; ассимилируя определенные их достижения, оно в то же время само активно влияет на них.

  • Слайд 10

    Высказываются предположения, что в перспективе обыденное сознание исчезнет за счет подъема его до уровня более сложных форм отражения. Но повсе­дневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на уровне науки. Например, акты купли-продажи могут совершаться без обращения к экономическим категориям, а исполь­зование электричества, техники, компьютеров в бы­ту— без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

  • Слайд 11

    Мир повседневных явлений, отражаемый обыденным сознанием, неразрывно связан с сущностью общественной жизни, поэтому и на уровне обыденного сознания в принципе возможно познание объективной истины. Что же касается вопроса о том, на каком уровне — обыденном или теоретическом — полнее от­ражается истина, то здесь все зависит от конкретных условий. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем теоретическое.

  • Слайд 12

    Например, в годы застоя обыденное сознание гораздо точнее оценивало небла­гополучие в обществе, чем официальные идеологиче­ские документы. Бывает и наоборот, когда в обыден­ном сознании содержатся ошибочные оценки, как, например, активное неприятие форм индивидуальной трудовой деятельности некоторыми слоями нашего общества.

  • Слайд 13

    Общественная психология

    так же как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, на­строений, переживаний, волеизъявлений и т. д.

  • Слайд 14

    Общественная психология складывается в резуль­тате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. С одной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе. С другой стороны сущест­венно зависит от теоретического сознания, идеологи­ческого воздействия.

  • Слайд 15

    Общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований. Так, не в недалеком прошлом нам нехватило чувства стыда, по выражению К. Маркса, гнева, обращенного вовнутрь, за то состояние, в котором оказалось обще­ство. Было бы оно — может быть, раньше начались бы преобразования

  • Слайд 16

    И сегодня нам очень мешают и социальная апатия, и нетерпеливое желание немедлен­но насладиться успехами, и склонность к разочарова­ниям при первых трудностях и неудачах. Все это сов­ременные реалии общественной психологии.

  • Слайд 17

    Идеология

    Это - теоретически систематизи­рованное сознание, выражающеее интересы опреде­ленного класса, социальной группы, общности вообще. Пока у группы, общности, человечества есть какие-то интере­сы, есть необходимость их реализации—а это есть всегда,— до тех пор будет существовать идеология.

  • Слайд 18

    Идеология может су­ществовать и на обыденном, социально-психологиче­ском уровне. Например, классовый инстинкт, психоло­гические установки, определяющие отношение одной национально-этнической общности к другой, не менее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они выражают природу социального интереса и служат его реализации.

  • Слайд 19

    Основным водоразделом, позволяю­щим выявить качественную специфику идеологии, является ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отражение объ­ективных законов, объективной истины при определен­ном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реа­лизация являются главными.

  • Слайд 20

    Абсолютизиро­вать это различие, лишать идеологию познавательного момента, а познание — момента идеологического было бы неправильно, но все же природа идеологии как феномена общественного сознания определена обла­стью общественного интереса.

  • Слайд 21

    Роль идеологии в общественной жизни

    Она очень велика. В настоящий момент в нашем обществе очень важно идеологически обеспечить реформирование общественных отношений. Для этого необходимо осознать и выра­зить коренные интересы народа, правильно сформули­ровать основные цели, пути их достижения, выявить движущие силы преобразований и возможные силы торможения, сделать это знание достоянием всего об­щества. От успеха идеологической работы в значи­тельной степени зависит успех реформ.

  • Слайд 22

    Формы общественного сознания

    Общественное со­знание отражает богатство общественной жизни, об­щественного бытия в различных формах. К формам общественного сознания относятся: по­литическое, правовое, нравственное, эстетическое, ре­лигиозное, философское и научное сознание.

  • Слайд 23

    Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как приро­да, так и общество, то политическое сознание — отно­шения между классами, нациями, социальными слоя­ми и отношение каждого из этих образований к госу­дарственной власти.

  • Слайд 24

    Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, тео­ретического уровня освоения действительности.Неко­торые формы выполняют сходные общественные функ­ции, у других они принципиально различны. Филосо­фии и религии, например, присуща мировоззренческая функция.

  • Слайд 25

    Важной отличительной чертой форм общественно­го сознания является способ отражения действитель­ности. Для науки — это теоретико-понятийные систе­мы, для политики — политические программы и декла­рации, для морали — нравственные принципы, для эстетического сознания — художественные образы и т. д.

  • Слайд 26

    В наши дни происходит дальнейшая дифференциа­ция общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения эко­номической формы общественного сознания, связан­ной с экономическими отношениями людей.

  • Слайд 27

    2. Политическое сознание: уровни, функции, формы

    Одной из важнейших форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание — это осознание сферы полити­ки социальными субъектами (индивидами, группами, общ­ностями и др.). Политическое созна­ние относится к числу наиболее общих понятий, характери­зующих субъективную сторону политики.

  • Слайд 28

    Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, норматив­ных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, — с другой. На их основе форми­руются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.

  • Слайд 29

    Для того чтобы ориентироваться в политических событиях и отношениях, необходимо понимать, что происходит в обществе. Достичь своих целей в политике можно только при наличии соответствующей структуры вла­сти, наличия адекватной политической формы.

  • Слайд 30

    Сознание вообще представляет собой спе­цифическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться твор­ческим образом - взаимодействуя со средой преоб­разующим способом.

  • Слайд 31

    Политика занимается делами людей, а не приро­ды. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредствен­ной задачей является осознание того, как можно ор­ганизовать сообщество с максимальным учетом по­требностей людей и минимальным уровнем насилия.

  • Слайд 32

    Политическое сознание всегда является ситуа­тивным, оно осознает общество, исходя из его реаль­ного содержания здесь и сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей во­обще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы но и свою индивиду­альную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.

  • Слайд 33

    Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус - на любой вкус.

  • Слайд 34

    Реальное политическое сознание ищет ответы на вопросы: что такое политика, каковы интересы основных групп населения, какова общественно-политическая по­требность, как организовать эти группы населения, чтобы они выполняли свои функции, каково содержа­ние законов, как обеспечить их исполнение, как со­вместить статус человека и необходимость в его по­литическом ограничении, как заставить население подчиниться всей политической организации и полю­бить своих правителей, как избавиться от конкурен­тов и претендентов на власть, как взаимодействовать с другими странами, с кем воевать и как побеждать, как обойтись без шпионов и т. д.

  • Слайд 35

    Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои ин­тересы. В пределах политического сознания создают­ся нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.

  • Слайд 36

    Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание есть мас­совое политическое сознание. Существуют также элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профес­сионалов, занимающихся политикой и идеологией.

  • Слайд 37

    Уровни политического сознания

    1. государственный, на котором осуществляются выра­ботка и обоснование официальной политики. «Государствен­ное» сознание регулирует политические отношения различ­ными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последо­вательно защищаются существующие политические поряд­ки и принципы управления;

  • Слайд 38

    2. Теоретический — представлен различного рода кон­цепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели и зада­чи — как фундаментальные (стратегические), так и текущие,(тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организацион­но-политического обеспечения решения назревших про­блем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и це­левых программ; корректировать политику с учетом данных практическо­го опыта;

  • Слайд 39

    3. Эмпирический

    — базируется на непосредственной практике, участии а политическом процессе различных со­циальных общностей. Данный уровень отражает политичес­кую действительность в форме ощущений, иллюзий, пере­живаний, представлений;

  • Слайд 40

    4. Обыденный

    — характеризует совокупность возникаю­щих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы лю­дей. Данному уровню присущи ярко выраженные социаль­но-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

  • Слайд 41

    Формы политического сознания

    Специализированное ПС — это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме — выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социаль­ной группы и др. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания — прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

  • Слайд 42

    Массовое политическое сознание

    выражает опосредо­ванно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весь­ма динамично. Оно испытывает на себе воздействие мно­жества факторов: различные социальные потрясения, со­держание конкретной исторической ситуации и многое дру­гое.  

  • Слайд 43

    Функции политического сознания:

    Когнитивная — по­требность в познании человеком различных сторон мира по­литики; идеологическая —необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении за­воеванных властных позиций; коммуникативная — обес­печение взаимодействия субъектов политики с институтами власти;

  • Слайд 44

    4- оценочная - способствует ориентации в политической жизни, оценке политических событий; 5- регулятивная - дает ориентиры относительно политического участия; 6- интегрирующая - способствует объединению социальных групп обще­ства на базе общих ценностей, идей, установок; 7- прогностическая - создает основу для предвидения содержания и ха­рактера политического процесса; 8- нормативная - создает общепринятый образ будущего.

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Политическая идеология.

    Термин "идеология" был введен в научный обо­рот в XVIII веке французским ученым Антуаном Дестютомде Траси. Марксисты термин "идеология" использовали в трех значениях: 1- сознание определенного класса в целом; 2 - теоретическое сознание; 3- ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

  • Слайд 47

    Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию как систе­му ценностей и предпочтений. Благодаря ценностям осу­ществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

  • Слайд 48

    М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззрен­ческие и религиозные образования, к области веры, отри­цая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научно­сти. Современные политологи Э. Шилдси У. Матцрасценивают политическое мировоззрение как веру.

  • Слайд 49

    Большинство политологов определяют идеологию как си­стематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп — классов, наций, партий и пр.

  • Слайд 50

    Любая идеология носит политический характер, но поня­тие политическая идеология употребляется в специфичес­ком смысле — как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

  • Слайд 51

    ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

    1- легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции; 2- артикуляция интересов групп и слоев общества; 3- мобилизация и интеграция граждан, стимулирование целенаправленных действий с их стороны; 4- компенсация социальной неудовлетворенности надеж­дой на благополучное изменение социального бытия.

  • Слайд 52

    5- прогностическая — способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке на­правлений развития политических процессов; 6- воспита­тельная — возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.

  • Слайд 53

    Функции политического сознания:

  • Слайд 54

    Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные за­дачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и стра­нах Восточной Европы.

  • Слайд 55

    Идеологизация международных отношений в XX v особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идео­логическим мотивам. Мирное сосуществование социалис­тических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз под­водил человечество к грани мировой войны.

  • Слайд 56

    Уровниполитической идео­логии:

    1- теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства; 2- программно-политический. Здесь социально-фило­софские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;

  • Слайд 57

    3- актуализированный. Он характеризует степень усво­ения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического учас­тия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоз­зренческих ориентиров.

  • Слайд 58

    Инструментом распространения идеологического влия­ния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целе­направленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.

  • Слайд 59

    Таким образом, существование социально структуриро­ванного общества порождает потребность в идеологии как систематизированном, теоретически оформленном спосо­бе социально-группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.  

  • Слайд 60

    Политическая психология

    - это неотъемлемая часть политического со­знания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и ин­тересы в общественно-психологической форме и способствующая вы­работке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая психология - это низший уровень политического сознания.

  • Слайд 61

    Она складывается на основе стихийного (теоретически несистематизированного и неосмысленного) отражения интересов и потребностей клас­сов и проявляется в виде симпатий и антипатий, чувств ненависти и до­верия, дружбы и вражды, настроений энтузиазма, подъема, активности и пассивности. В нее также входят иллюзии, предрассудки, предубеждения, по­рожденные субъективными искажениями в оценках действительного классов в обществе.

  • Слайд 62

    Непосредственным источником формирования полити­ческой психологии является обыденно-практическое сознание, которое само вырастает из практической деятельности людей как отражение их эмпирических условий существования, труда и борьбы.

  • Слайд 63

    Оно представляет со­четание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов и проявляется в умонастроениях людей.

  • Слайд 64

    Все вышеназванное характерно и для политической психологии. Она выражает политические настроения, в которые включены представители данного класса или группы практику их контактов с представителями других классов и групп, общественно-политических организаций, с государственной властью, социально-психологическую реакцию на важнейшие политические события, государственные установ­ления.

  • Слайд 65

    Политическая психология и есть необходимое условие направления мощных, потоков энергии масс, стимулирования их политической активности. Оно во многом формирует общественное мнение, оценки данного класса , социальной группы тех или иных по­литических действий, политической линии в целом.

  • Слайд 66

    Особенности политической психологии

    Формируются в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и институтами власти; Отражение политических событий и процессов носит поверхностный характер; Доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания; Отражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы людей, их повседневные нужды; Испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства; Способна быстро изменяться и чутко реагировать на изменяющиеся политические условия.

  • Слайд 67

    Элементы политической психологии:

    1. чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их полити­ческой деятельности; 2. индивидуально-психические свойства (воля, память); 3. физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами че­ловека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке