Содержание
-
Понятие о психике и ее эволюции
-
Психика
- это свойство высокоорганизованной живойматерии, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности
-
Во-первых, психика — это свойство только живой материи
Не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики
-
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир
Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире и создания определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира
-
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания
Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды
-
Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств
Четыре основных уровня развития психики живых организмов: Раздражимость Чувствительность Поведение высших животных Сознание человека
-
Раздражимость
- элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды, наблюдается уже у простейших форм живой материи. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма.
-
Чувствительность
- общая способность к ощущению – способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами (черви, моллюски, членистоногие). Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.
-
Поведение высших животных
(внешне обусловленное поведение) - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром.
-
Сознание человека
(самодетерминированное поведение) - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность
-
Функции психики
Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Более точно мы можем определить функции психики только в сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики:
-
Адаптация
- приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки
-
Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека
Внутренняя - благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма Внешняя - обеспечение адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов
-
Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе
Регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация
-
Происхождение психики
С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте.
-
Инстинктивное поведение
— это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом
-
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных
Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное
-
Стадии развития поведения:
стадия элементарной сенсорной психики; стадия навыков и предметного восприятия; стадия интеллектуального поведения, или интеллекта.
-
Стадия элементарной сенсорной психики
Поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных
-
Низший уровень
Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленанравленная двигательная активность
-
Эволюция нервной системы
У низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, У червей эти клетки стягиваются к головному концу тела и приобретают форму пластинок, что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету. Моллюски - ввиду выгибания пластинок светочувствительные органы приобретают сферическую форму, благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.
-
Нервная система появляется на стадии элементарного поведения
Сетевидная нервная система - сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного. Узловая нервная система – тип нервной системы, в которой наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители. Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных, у которых оно достигает высшей ступени развития.
-
Трубчатая нервная система
Представляет собой сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца — простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей.
-
Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения.
-
Высший уровень
Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы
-
Стадия перцептивной психики
Низкий уровень. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение
-
Стадия навыков и предметного восприятия
Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга — условных рефлексов
-
Высший уровень
Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению
-
Стадия интеллектуального поведения
Решение поставленной задачи приходит внезапно, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко, найденное решение задачи применяется легко в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые, а животные способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операции, из которых первая подготавливает осуществление второй
-
Наивысший уровень
Выделение специализированных органов манипулирования лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков
-
Выводы:
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае — это уровень отдельных ощущений, в другом — предметное восприятие Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.