Презентация на тему "ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ.ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА"

Презентация: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ.ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ.ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА", включающую в себя 26 слайдов. Скачать файл презентации 1.51 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ.ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
    Слайд 1

    ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ.ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    Трактовка понятия «идеология». Структура идеологии. Основанияидеологии. Понятие государственной идеологии. Этапы становления белорусской государственности.

  • Слайд 2

    Трактовка понятия «идеология»

    Появление понятия «идеология» связано со сменой религиозного типа сознания светским в рамках процесса секуляризации. Секуляризация (от лат. saecularis – мирской) – процесс перехода от общества, регулируемого религиозной традицией, к светской модели общественного устройства. Термин «идеология» ввел в начале XIXвека Дестют де Траси, подразумевая под ним учение об идеях (греч. idea – идея + logos – учение), позволяющее установить твердые основы для политики и этики.

  • Слайд 3

    Наполеон Бонапарт дал слову «идеология» второезначение - теория, искажающаяреальность. Он назвал «идеологами» своихидейныхпротивников, понимаяподэтимжеланиезаменитьабстрактнымирассуждениямиреальнуюполитику. «Все несчастья, которыевыпали на долю Франции, должныбытьприписаны «идеологии», этойтуманнойметафизике, которая с неподражаемойизобретательностьюищетвовсёмпервопричины и готова обосновыватьэтими первопричинами законычеловеческогообщества, вместо того чтобыприспосабливатьэтизаконы к тому, что нам известноизчеловеческогосердца и изуроковистории».

  • Слайд 4

    Современные трактовки идеологии различаются оценкой данного феномена: Идеология как предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы властных групп, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; в этом смысле идеология противостоит утопии (Мангейм). Идеология как языковой миф, приписывающая объектам непрямые значения (Барт). Идеология как «мыслительный товар», распространяемый прессой, массовым искусством, с целью манипуляции (Фромм).

  • Слайд 5

    Идея «конца идеологии»

    В 1946 году А. Камю ввел в оборот выражение «конец идеологии». Американский социолог Д. Белл («Конец идеологии», 1960) трактует развитые капиталистические общества как «постидеологические», считая, что идеологическая борьба в них преодолена, и можно сосредоточиться на экспертном управлении и администрировании. Идея «конца идеологии» связана с окончанием холодной войны и связанными с этим концепциями «конца истории», секуляризации, постполитики, посткапитализма. Эта тема стала определяющей для второй половины ХХ века. Однако концепция постидеологии вскоре сменилась идеей господства нового типа идеологии, не воспринимаемой в качестве таковой.

  • Слайд 6

    Структура идеологии

      I. Прежде всего, в ней можно выделить систему знаний, дающих картину общества в целом, а также ориентационную подсистему, которая включает совокупность конкретных идей, социальных ценностей и идеалов. II. 3 уровня в зависимости от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию. Первый уровень – теоретико-концептуальный. Используются знания, полученные соответствующими гуманитарными науками. Входят теории, концепции. Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, проявляется в прессе, рекламе, учебниках, искусстве. Третий уровень – обыденный, проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс. Действительность осмысляется здесь в образно-ассоциативной форме – знания соприкасаются с чувствами и эмоциями. III. По содержанию идеологию структурируют на философско-мировоззренческую, культурно-историческую, политическую, экономическую, социогуманитарную части.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ» ИЛИ «КРИЗИСНАЯ» ГИПОТЕЗА (У. МАТЦ, Э. ШИЛС, Р. КОЗЕЛЛАК)

    Идеологиявырастаетиз «кризисного сознания» или «кризисасмысла». Идеологияестьсекуляризованная система ориентаций, имеющаяпсевдорелигиозный характер. «Большие» идеологии XVIII, XIX, и XX вв.–это эрзац-религии,пытающиесяотыскатьабсолютную точку отсчёта для политики. 2. Идеология в принципереволюционна. Консерватизм, либерализм и пр. –эпифеноменыидеологии. Ониполучаютоформление через противостояниекакой-либоидеологии. 3. Идеологияесть картина мира, которая складывается в ходе систематическогоредуцированиясложнойдействительности. 4. Идеологияпитаетсяантагонизмом с миром, выстраивая егокаккатастрофический священно-историческийпроцесс, предполагающий экзистенциальнуюрешимость людей. Тем самымсоздаётсяориентационный и мобилизационныйпотенциалобщества. 5. Идеологическаяполитикаимеет опору в трансцендентном , навязанном по отношению к обществупринципе. Мир получаетинтерпретацию в идеях «высшего призвания», которое претендует на тотальнуюзначимость . Идеология как мировоззрение.

  • Слайд 9

    «ПОЛИТИЧЕСКАЯ» ТЕОРИЯ ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ

    Происхождениеидеологииизгражданскогообщества и государства. Всякаягосподствующаяидеологическая система неразрывносвязана с государством, с властью и властнымиотношениями. Государство является главнымвоплощением и субъектомреализацииполитическойвласти, концентрированнымвоплощениемполитическихидей. Инструментомвласти являетсяидеология. Идеологиявыполняетинструментальнуюфункцию в социальнойпрактике. Задачаполитическойидеологии – обслуживатьвласть, властныеотношения и политическиеамбицииопределённыхсоциальныхгрупп. «Государство… естьотношениегосподства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то естьсчитающеесялегитимным) насилиекаксредство. Таким образом, чтобыоносуществовало, люди, находящиесяподгосподством, должныподчиняться авторитету, на которыйпретендуют те, ктотеперьвластвует».(М.Вебер) «Легитимностьполитическогопорядкаизмеряетсяверой в неготех, ктоподчинёнегогосподству». (Ю. Хабермас) «Внутренняявера, дополняющаяся в различныхпропорцияхвнешнеенасилие, –вот формула легитимности». (Э. Канетти и С. Московичи) Идеология – часть политики

  • Слайд 10

    «МАРКСИСТСКАЯ» ТЕОРИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ

    • идеология–совокупностьидей, отражающих в теоретической и систематизированнойформеотношение людей к действительности; это «собираниесоциальнойжизни в некоеосмысленноецелое» в формеполитических, правовыхрелигиозных, этических,эстетических и философскихвзглядов; • основойидеологииявляютсяконкретныеэкономические и политическиеинтересысоциальныхгрупп; «неверноемышлениенеизбежно и непроизвольнофабрикуетневерныефакты, следовательно «производитискажение и ложь»; • причинойиллюзорногоотражениядействительности в сознанииидеологовявляютсяобъективныепротиворечияматериальнойжизниобщества. Идеология – ложное сознание → необходимость деидеологизации. Понятиереидеологизации.

  • Слайд 11

    «ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ» ГИПОТЕЗА: ИДЕОЛОГИЯ И ПРЕДПОСЫЛОЧНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

    К. Поппер, Т. Кун. Стиль мышления–этоменяющаяся форма предпосылочногознания, имеющаянормативно-ценностный характер. Особенностьего в том, что видение мира в рамках стиля мышления не сознаетсясубъектомпознания,существует как самособойразумеющеесяиединственновозможное. Каждаяэпохавырабатываетсвойсобственный стиль мышления. В нёмимплицитноприсутствуетидеология, либонепосредственнокак «ставшая» форма духовнойжизниэпохи, либоопосредовано– через мифологическую, религиозную и другиефорысознания, через научную картину мира. Основанияидеологиимогут лежать в близкихейдуховныхобразованиях–мифологии и религии. Идеология – часть науки

  • Слайд 12

    «МИФО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ» ТЕОРИЯ (МИФ, РЕЛИГИЯ, ИДЕОЛОГИЯ)

    Миф, религия и идеология – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, в современной культуре миф играет архаичную роль. Однако каждый исторический этап формирует и пропагандирует свои мифы. Сходство мифологии и идеологии: 1. Миф –древнейший тип мышления,характеризующий не содержаниедуховнойжизниобщества, а её форму. 2. Вмифевсегдаесть своя «мифическая» истинность, «мифическая» достоверность. 3. Мифвсегдасимволичен. 4. Миф и идеология имеютсубъективно-личностную форму. Идеология – особый тип верований.

  • Слайд 13

    Понятие государственной идеологии

    Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология – совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознает себя, свое положение в действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели, устремления и пути их достижения с помощью государственной власти. Понятия «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства».

  • Слайд 14

    Этапы становления белорусской государственности

    Восточнославянские княжества на территории нынешней Беларуси (IХ – ХIII вв.). Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.). Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.). Белорусские земли в составе Российской империи (конец ХVIII в. – 1917 г.). Советский период белорусской государственности (октябрь 1917 г. – август 1991 г.). Белорусская государственность на современном этапе (август 1991 г. – н. время).

  • Слайд 15

    1 этап. Восточно-славянские княжества на территории Беларуси. Общая информация.

    На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям. Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены. Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Судебная и законодательная власть князя была ограничена.

  • Слайд 16

    Обсуждаемая проблемаВходили ли эти княжества в состав Древнерусского государства (Киевской Руси) и имеет ли современное белорусское государство общерусские корни?

    Славянские земли-княжества, существовавшие на территории нынешней Беларуси в IХ – ХIII вв., были самостоятельными государствами, не входившими в состав Киевской Руси. Среди них Полоцкое княжество как крупнейшее и наиболее сильное, было собственно белорусским государством. Полоцкое княжество, как и остальные славянские земли, входили в состав Древнерусского государства, и не было собственно белорусским государством, так как: белорусский этнос к этому времени еще не сложился; культура Полоцкой земли не отличалась от культуры других земель; территория Полоцкого княжества охватывала не более половины современной Беларуси. Вся ее южная часть была гораздо теснее связана с Киевом, Черниговом и Волынью.

  • Слайд 17

    2 этап. Великое княжество Литовское. Общая информация.

    Великое княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Власть князя была ограничена Радой и Сеймом. Государственный строй ВКЛ характеризовался наличием широкой автономии отдельных земель-княжеств: Витебская, Полоцкая, Смоленская и другие земли до конца ХV в. сохраняли свою государственно-правовую обособленность.

  • Слайд 18

    Обсуждаемая проблемаКак образовалось Великое княжество Литовское?

    ВКЛ является результатом белорусско-литовского общественного синтеза, добровольного объединения. В основе этого процесса лежало развитие экономических связей между княжествами и необходимость объединения вооруженных сил в борьбе с крестоносцами и нашествием монголо-татар. Центробежным ядром ВКЛ были не литовские, а белорусские земли, расположенные между Минском, Новогрудком и Слонимом. Литовцы, которые находились на более низкой ступени развития, не могли захватить более сильных соседей. ВКЛ было образовано в результате консолидации балтских племен без участия славянского этноса и поэтому оно было чуждо для белорусов и украинцев. Славянские территории впоследствии были завоеваны, присоединены литовцами, что обусловило социальное и национальное угнетение ими белорусов.

  • Слайд 19

    Являлось ли Великое княжество Литовское собственно белорусским национальным государством?

    Белорусские земли, вошедшие в состав ВКЛ, еще во второй половине ХIII в. имели определяющее значение для оформления его политико-правовых основ, государственного языка, религии и духовной культуры, поэтому данное государство можно считать собственно белорусским. Белорусский, литовский и украинский народы уже сформировались и представляли самостоятельные субъекты этого государства. Великое княжество литовское нельзя считать белорусским национальным государством, так как предпосылки формирования белорусской нации только складывались. Шел процесс формирования белорусской народности. Об этом свидетельствовало развитие родного языка, письменности, правотворчества, книгопечатания, устного народного творчества, появление произведений философской, социально-политической мысли. Преобладающая часть славянского населения (особенно православные) называли себя русскими. Великое княжество Литовское было государством раннефеодального типа и определение его генезиса по национальному признаку неприемлемо.

  • Слайд 20

    3 этап. Белорусские земли в составе Речи Посполитой. Общая информация.

    В результате подписания 1 июля 1569 года Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.

  • Слайд 21

    Обсуждаемая проблема Обладало ли ВКЛ политической независимостью в составе Речи Посполитой и можно ли считать этот этап продолжением традиции белорусской государственности?

    Речь Посполитая являлась конфедерацией ВКЛ и королевства Польши. Статут 1588 г. юридически закрепил обособленность территории ВКЛ, подданства, законодательства, вооруженных сил, финансово-денежной системы. Делопроизводство в княжестве велось на старобелорусском языке до конца ХVII в. ВКЛ имело свой государственный герб и печать, систему почетных званий и должностей. Белорусская государственность существовала в составе единой конфедерации в рамках ВКЛ до третьего раздела Речи Посполитой Речь Посполитая – государство федеративного типа, в котором каждый из субъектов обладал определенной самостоятельностью. Но с самого начала в данном государственном образовании неуклонно набирал силу процесс насильственного окатоличивания и ополячивания белорусского населения, который особенно угрожающий характер приобрел после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии. Поэтому в этих условиях нельзя говорить о самостоятельной государственности белорусского этноса

  • Слайд 22

    4 этап. Белорусские земли в составе Российской империи. Общая информация.

    В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи.

  • Слайд 23

    Обсуждаемая проблемаКакое значение имело вхождение белорусских земель в состав Российской империи для становления белорусской государственности?

    Данный период был шагом назад в развитии белорусской государственности. В городах ликвидировалось Магдебургское право, началась дискриминация униатской церкви. После подавления национально-освободительных движений 1831 и 1863 гг. царизм перешел к политике русификации белорусских земель, искоренению национального самосознания. Белорусы рассматривались не в качестве самостоятельного народа, а ответвлением русского народа. Вхождение белорусского народа в состав Российской империи имело положительное значение для становления его государственности. То, что называется русификацией белорусов, в сущности, являлось ничем иным, как возвращением белорусов к своим историческим корням, к славяно-русской идентичности. После польского восстания 1830 – 1831 гг. русский язык вводился не вместо белорусского, а вместо польского. Именно в рамках данного исторического этапа открывалась возможность создания собственной белорусской государственности. На протяжении ХIХ и начала ХХ вв. возрождалась национальная культура, складывался новый литературный язык, формировалась национальная идея.

  • Слайд 24

    5 этап. Советский период белорусской государственности. Общая информация.

    После революции 1917 г., распада Российской империи, возник вопрос о создании белорусской национальной государственности. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи? Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии.

  • Слайд 25

    Обсуждаемая проблемаКаково значение этих событий в становлении белорусской государственности?

    Провозглашение БНР имело исключительное значение для истории, так как представляло собой первое национальное белорусское государство, которое предприняло попытку возродить традиции ВКЛ. Идея белорусской государственности в форме БССР получила определенное развитие. Но уже в 30-е годы в результате развития централизованной административной системы СССР утвердился в качестве унитарного государства, и БССР реальным суверенитетом не обладала. Провозглашение БНР не было подкреплено шагами по созданию институтов государственности: не была создана собственная армия, финансовая система, органы власти на местах. В юридическом смысле БНР не стала полноценным государством. Образование БССР – начало реального становления собственно белорусской национальной государственности со всеми атрибутами: территорией с четкими границами, органами власти в центре и на местах, системой законодательства, международно-правовым признанием. Впервые в истории белорусского народа была создана сеть учреждений образования и науки, система институтов профессионального искусства, национальное книгоиздание, массовая пресса, радио, телевидение. Беларусь превратилась из аграрной в индустриальную республику.

  • Слайд 26

    6 этап. Белорусская государственность на современном этапе . Общая информация.

    Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г. Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами. 15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию, в соответствии с которой властные функции разделялись между Верховным Советом и Президентом. На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента РБ.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке