Презентация на тему "Повторяемфонетику"

Презентация: Повторяемфонетику
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Повторяемфонетику". Презентация состоит из 46 слайдов. Материал добавлен в 2019 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 4.36 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    46
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Повторяемфонетику
    Слайд 1

    Повторяемфонетику

  • Слайд 2

    Фонетика -

    раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

  • Слайд 3

    Основные понятия Звуки речи Буквы Гласные Согласные Слог Ударение Алфавит

  • Слайд 4

    Букв или звуков больше в русском языке? Аргументируйте свой ответ.

    В русском языке звуков больше, чем букв: соответственно – 42 звука, 33 буквы, из которых Ъ и Ь не используются для обозначения звуков, для обозначения парных твердых и мягких согласных используется одна и та же буква (ср. мэр – мир).

  • Слайд 5

    Гласные

    Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сат], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п'ил], сыр [сыр].

  • Слайд 6

    Гласные звуки

  • Слайд 7

    1. Определите, сколько раз встречается звук[а] в следующем предложении?

    Я люблю свою лошадку. [j ал убл у сваj у лашатку]. 4 , , , ,

  • Слайд 8

    2. Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении?

    Аист жил у нас на крыше, А в подвале жили мыши. [жыл], [крышы ], [жыли], [мышы]. 6 э

  • Слайд 9

    3. Сколько общих звукоавсловах ЗАВОД и ЗОВЁТ

    [зав от]и [завот] различаются мягкость\твёрдостью согласного [В]. 4 ,

  • Слайд 10

    Согласные

    Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума. В составерусского языка 36согласных звуков: [б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ'], [й']

  • Слайд 11

    Звонкие и глухие согласные звуки

    По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные, а шумные - на звонкие и глухие. У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [й]. У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'] и др. У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'] и др.

  • Слайд 12

    Звонкие и глухие согласные

    всегда звонкие[л], [м], [н], [р], [й] всегда мягкие[щ], [ч], [х], [ц]

  • Слайд 13

    Сильные и слабые позиции звуков

  • Слайд 14

    Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

    Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА. САДЫ САД ПОСАДКА [сады] [сат] [пасатка] В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

  • Слайд 15

    Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ)

  • Слайд 16

    1. Сколько русских слов можно составить из звуков [Г], [Р], [Т ], [У] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?

    А. ни одного Б. одно В. два Г. три Д. четыре как ГРУ[С ]Т звучат слова груздь и грусть в , ,

  • Слайд 17

    2. Найдите четвёртое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба.

    Лишнее слово УСАДЬБА, т.к. только в нём буква Д обозначает звонкий звук [Д ], в остальных трёх словах [Д], оглушаясь, звучит, как [Т]. усадьба ,

  • Слайд 18

    Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться. просить просьба [прас, ит, ] [проз,ба] Шалаш был рядом сдомом. [ж] [з]

  • Слайд 19

    1. Какие звуки может обозначать буква С?

    [с] – [сам], [с ][с ила], [з] – [зб ил] (сбил), [з] – [проз ба]; в сочетаниях с шипящими: [ш] – [шшыла] (сшила), [ж] – [жжымал] (сжимал), [щ] – [щот] (счёт). [С],[С ],[З],[З ], [Ш], [Ж], [Щ ]. , , , , , , , , ,

  • Слайд 20

    Следующие сочетания букв имеют непроизносимый согласный

    СТН = [СН]: грустный ЗДН = [ЗН]: звёздный РДЦ = [РЦ]: сердце ЛНЦ = [НЦ]: солнце

  • Слайд 21

    Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения

    СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ [Щ ] Расчёска, перебежчик, расщедриться ,

  • Слайд 22

    СШ, ЗШ бесшумный, [Ш] безшарфика СЖ, ЗЖ [Ж]сжечь, без жалости

  • Слайд 23

    ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ, ДЦ [Ц] Учится, учиться, уродство, братцы, сердце

  • Слайд 24

    Укажите, сколько раз встречается звук [Т] в предложении:

    Документ подписан директором. 3

  • Слайд 25

    Укажите, сколько раз встречается звук [З] в предложении:

    Зина обратилась с просьбой к Лизе. 3

  • Слайд 26

    Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов

    Ноль, муж, суд, торг, ель Лён, шум, туз, крот, лей

  • Слайд 27

    Лог, счёт, шей, ожёг, лось, люк, шёл, лей, лёд, лён Кол, тощ, ешь, кожа, сёл, куль, ложь, ель, толь, ноль

  • Слайд 28

    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

    Буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают согласный [й,] и гласные [o], [э], [у], [a] если они находятся: в начале слова; после Ь и Ъ разделительного знака; после гласных букв. Юла - [й,ула] Маяк - [май,ак] Поют - [пай,ут] Вьюга - [в,й,уга] Подъём - [падй,ом]

  • Слайд 29

    В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков?

    А. приятно Б. грустный В. соль Г. ехать Д. юг г

  • Слайд 30

    Догадайтесь, какие слова в транскрипции выглядят следующим образом.

    [баица], [м эснас т ], [б эзна], [рацтво], [л ох к иj], [адгатка], [игзам ин], [лошк и], [дроп], [поjист], [пачиркн и], [фтарова], [питну], [jизык],[jэлник] боится, местность, бездна, родство, лёгкий, отгадка, экзамен, ложки, дробь, поезд, подчеркни, второго, пятно, язык , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

  • Слайд 31

    Какие звуки обозначает буква Г в словах: газета, сегодня, лёгкий, герой, друг? [г] азета, се[в]одня, лё[х]кий, [г’]ерой, дру[к].

  • Слайд 32

    В слове ночь гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а в слове рожь на месте гласного О был раньше другой звук, более краткий в произношении - редуцированный Ъ (в древнерусском языке ръжь). Разделите данные ниже слова на две группы: - c исконным русским О; - с гласным О, возникшим из древнего сверхкратногоЪ. Свой ответ объясните. сон, сок, вол, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь, дочь

  • Слайд 33

    Слова с исконным О: Слова с гласным О на месте бывшего редуцированного Ъ сок (сока) сон (сна) вол (вола) мох (мха) дом (дома) рот (рта) кость (кости) ложь (лжи) конь (коня) лоб (лба) дочь (дочери, но падчерица, дщерь)

  • Слайд 34

    НЕПОЛНОГЛА́СИЕ-

    оро // ра оло // ла ёре // ре город - // - град - дорог -//- драг - - холод -//- хлад - золот -//- злат - дерев -//- древ - - Береч -//- береч -

  • Слайд 35

    Найдите слова с неполногласными сочетаниями.

    1. В пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая. 2. Давно пора бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черноморе. 3. Одна (дева) поближе подошла; княжне воздушными перстами златую косу заплела. 4. Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой и главой возглашают над собой.

  • Слайд 36

    Проверяем

    брада младой златую главой

  • Слайд 37

    По чьей инициативе в русском языке появилась буква Ё: кн. Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина или Г. Р. Державина?

    По инициативе кн. Е. Р. Дашковой. 18/ 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Е. Р. Дашковой в присутствии выдающихся литераторов учёных Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. И. Лепехина и др. Екатерина Романовна (Дашкова) при обсуждении проекта первого в нашей истории толкового словаря – шеститомного Словаря Академии Российской, вдруг спросила мужей науки, а почему слово «ёлка» у нас пишется «iолка». И почему это нужно один звук, кстати, очень частый в языке к тому времени, изображать двумя буквами? А не лучше ли ввести новую букву Ё, которая и была тут же рукою княгини начертана. Научный авторитет кн. Дашковой был очень высок и возразивших не оказалось. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы.

  • Слайд 38

    Назовите первое слово, напечатанное с буквой Ё. Когда это произошло и в произведении какого автора?

    Слово всё в книге И. И. Дмитриева «И мои безделки» (1795). Тиражирование буквы Ё печатным станком состоялось в 1795 г. в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х. А. Клаудия при издании книги «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева – поэта, баснописца и к тому же обер-прокурора Сената, а потом министра юстиции. Первым словом, напечатанным с Ё, было слово «всё». Затем последовали слова: огонёк, пенёк, безсмёртна, василёчик. В 1796 г. в той же типографии Н. М. Карамзин в первой книжке «Аонид» с буквой Ё печатает: зарёю, орёл, мотылёк, слёзы и первый глагол с Ё «потёк». В Большой Советской энциклопедии написано, что «изобретателем» буквы Ё был Н. М. Карамзин и тиражировать эту букву он начал в 1797 году. Увы, эта ошибка просуществовала добрую сотню лет.

  • Слайд 39

    Исчезновение ѣиз русского произношения и письма

  • Слайд 40

    В текстах XVII века «ять» иногда смешивается с е в безударном положении, но никогда — под ударением. Безоговорочное сохранение ятя после петровской реформы азбуки1708 года указывает, что выговор букв «е» и «ѣ» тогда ещё оставался различимым. Уже Тредиаковский в XVIII веке ратует за упразднение ятя. Сохранилось предание, что поздне́еНиколай I обдумывал, не стоит ли упразднить эту букву, но был остановлен замечанием Греча, ответившего на его вопрос о назначении буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных». Проект реформы орфографии 1911 года, выработанный Императорской Академией наук, был законсервирован высочайшим повелением Николая II. Буква «ять» осталась на время кошмаром русских школьников: от трудности усвоения длинного списка слов, несмотря на запоминание мнемонических стихов, очевидно, и появилась поговорка «выучить на ять». Мнемо́ника (греч.τα μνημονιχα — искусство запоминания)

  • Слайд 41

    Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года. В обыденном же сознании реформа (и упразднение ятя, как самый яркий её пункт) прочно соединилась с делами большевиков, так что буква «ѣ» стала чуть ли не символом белой интеллигенции (фактически среди сторонников её упразднения, участвовавших в разработке проекта 1911 г., было немало представителей правых академических кругов, в том числе член Союза русского народа академик А. И. Соболевский). Эмигрантские издания (кроме троцкистских и т. п.) в подавляющем большинстве печатались по-старому вплоть до Второй мировой войны, а небольшая часть их сохраняет дореформенную орфографию и после неё, вплоть до конца ХХ века (особенно в книгах церковных издательств).

  • Слайд 42

    По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста: ять был одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки; с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть(«принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу(людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе иведе́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ«все» — все «всё».

  • Слайд 43

    Алфавит

    До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы: А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П пРр С с Т т У у Ф ф Х х Ц цЧчШшЩщ Ъ ъ Ы ы Ь ьѢѣ ЭэЮю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ

  • Слайд 44

    А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П пРр С с Т т У у Ф ф Х х Ц цЧчШшЩщ Ъ ъ Ы ы Ь ьѢѣ ЭэЮю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля, иже, и десятери́чное, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твёрдо, ук, ферт, хер, цы, червь, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.

  • Слайд 45

    Произношение упразднённых букв

    Буква i читалась как «и». Буква ѣчиталась как «е». Буква ѳчиталась как «ф». Буква ѵчиталась как «и». Буква ъ на конце слов не читалась. Таким образом, для звука [ф] имелось две буквы — ф и ѳ, для звукосочетания [йэ] также имелось две буквы — е и ѣ, а для звука [и] — три буквы — и, і и ѵ.

  • Слайд 46

    Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.

    Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке