Содержание
-
-
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог ДжонДьюи. В дальнейшем метод разрабатывался его ученикомУильямом Хердом Килпатриком
-
Джон Дьюи предлагал обучать обучающихся на активной основе, через целесообразную деятельность, учитывая его личный интерес в определенном знании. При этом важным являлось отрицаниепроблемы, знакомой и значимой для ребенка, при решении которой требовалось приложение полученных знаний. Возникало объективное условие для «движения» обучаемого от теории к практике, соединение академических знаний с практическими. Джон Дьюи определил этот метод как «обучение через делание»
-
Метод проектов использовался в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. работала группа специалистов, которая внедряла проектный метод в практику обучения школьников различным предметам. В 1931 г. метод был исключен из способов работы педагогов. «Возвращение» этого метода в образовательные учреждения наблюдается в настоящее время, ибо новые стандарты общего образования ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. Разработка метода проектов у нас связана с именами П. П. Блонского, М. В. Крупениной, В. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина.
-
1) совокупность документов (расчетов, чертежей для создания какого-либо объекта (сооружения, изделия)2) предварительный текст какого-либо документа3) замысел, план Слово «проект» означает (от лат. projectus; букв. - брошенный вперед): Проектирование - процесс создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного объекта
-
Сущность метода проектов -это решение какой-либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности обучающихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и надпредметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата
-
Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности В основе реализации метода проектов в обучении предметам лежит технологический подход Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс, который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата
-
- определение проблемы (задачи)- формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы) - подбор методов и средств решения проблемы- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы- получение и анализ данных- оформление данных в виде текста (схемы, рисунка)- обсуждение и корректировка данных- выражение ожидаемого результата Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи) Последовательность действий такова:
-
Ожидаемый результат - краткое описание любого объекта; разработки каких-либо механизмов, макетов, схем, компьютерных программ; характеристика конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, обслуживанию отдельных специальных групп населения, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и др.
-
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ?
-
1) по количеству учащихся:а) индивидуальные б) групповые (парные, звеньевые, бригадные)2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам:а) монопредметныеб) межпредметныев) надпредметные3) по продолжительности:а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя)б) среднесрочные (от 1 до 4 недель)в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года) Проекты классифицируют по определенным признакам
-
4) по доминирующему виду деятельности:а) информационныепредполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериаловб) исследовательскиемоделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работыв) творческиесоздание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки
-
5) по характеру контактов: а) внутригрупповыеб) внутритехникумовскиев) региональные (в пределах одной страны)г) международные6) ценностно-ориентированные:а) экологическиеб) социальныев) культурологические г) экономическиед) политическиее) технологическиеж) смешанные
-
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ?
-
1) формирование личностно значимых способов учебной работы;2) овладение способами самообразования;3) обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития;4) стимулирование самостоятельной работы обучающихся;5) приобретение опыта социального взаимодействия;6) развитие коммуникативных способностей обучающихся;7) приобретение инициативности. Главные отличительные признаки
-
- деятельностный- личностно ориентированный- компетентностный- гуманистический- культурологический - ценностный Технологические подходы
-
КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ ПРОЕКТА?
-
1) учитывается содержание учебных программ;2) учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;3) учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);4) учитываются особенности своей личности;5) учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств
-
- темы могут заранее формулироваться специалистами различных отраслей науки- темы могут выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своей дисциплине- темы могут предлагаться самими обучающимися Участники формулирования темы Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей
-
- темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких учебных дисциплин,- темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы,- темы могут иметь комплексный характер Виды тем
-
КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?
-
Цель всегда формулируется в соотношениис темой проекта Грамотное формулирование цели - особое умение.Важно иметь в виду, что по отношению к выбранной теме лучше сформулировать одну цель и несколько задач Цель проекта - это обоснованное представление об общих, конечных результатах совместных действий участников проектирования В цели, по существу, формулируется общий замысел исследования. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели
-
«Что ты хочешь создать в результате проектирования?» По сути организаторам и участникам проектирования необходимо ответить на вопрос: Такими созданиями могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта
-
1) выяснить …2) сформулировать…3) обосновать…4) создать…5) разработать… Цель лучше формулировать, начиная с глаголов: 6) организовать…7) провести…8) оказать помощь…9) апробировать…
-
КАК ВЫРАЖАТЬ ЗАДАЧИ?
-
Важно знать об основных категориях задач. Лучше их соотносить с основными видами деятельности учащихся, которые реализуютсяв ходе выполнения проекта Цель развертывается в совокупности задач Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели
-
Основные категории задач проектирования
-
КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗАДАЧ?
-
связаны с усвоением умений работать в парах, группе, ориентированных на совместное достижение ожидаемого результата проектирования Содержание задач: Познавательные задачи связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов) Коммуникативные задачи связаны с ознакомлением и усвоением способов речевого взаимодействия между участниками проекта (анализ, аргументация, преобразование информации, ее грамотное выражение, культура речи и отношений между партнерами) Кооперативные задачи
-
связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы, определения своей роли при групповой деятельности Содержание задач: Преобразовательные задачи связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира Задачи самообразования связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем Творческие задачи связаны с реализацией потенциала личности учащихся, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели Организационные задачи
-
- изучить литературу по теме и выяснить …- определить категории …- ознакомиться с методами …- создать модель (методику) …- провести серию опытов …- апробировать модель (методику) …- разработать рекомендации …- сформулировать …- предложить способы решения … Для выражения задач как и в случае целей лучше использовать глаголы:
-
КАК ЛУЧШЕ ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА?
-
В условиях обучения актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практического значения ожидаемых результатов Актуальность связывается с доказательством важности выполнения проекта в настоящее время. Убедительным основанием, определяющим ее, является социальный заказ, отражающий острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения
-
1. Почему выбрана данная, а не другая тема?2. Почему тема действительно интересна для практики?3. Каково новые знание, которое предлагается получить?4. Каков замысел проекта в целом?5. Что сделано до Вас, и что предстоит сделать Вам? При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на вопросы
-
КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА?
-
В качестве одного из наиболее значимых показателей существования проблемы следует рассматривать наличие объективно проявляющихся противоречий. Логично предположить, что если существует какое-то противоречие, значит имеетсяи проблема, которая подлежит изучению Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании По сути, ставя проблему, любой из нас задается вопросом, что надо изучить из того, что раньше не было изучено
-
В противоречии одно явление (мысль, высказывания) исключает другое, несовместимое с ним (к примеру, противоречие в сфере образования, политики, культуры, воспитания; в науках - биологии, географии, литературе) Противоречия выражаются до проблемы. При этом используются суждения, начиная со слова «между» Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими друг друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний
-
между потребностью современного общества в личности, обладающей высокой нравственной культурой, основанной на осмыслении национальных (русских) традиций, и слабой разработанностью технологий формирования этой культуры с учетом современной социальной действительности Пример противоречия
-
Пример проблемы: каковы формы и методы, необходимые и достаточные для формирования нравственной культуры обучающихся на основе использования национальных (русских) традиций? Проблему лучше формулировать в виде вопроса Проблема логически вытекает из установленных противоречий и переводится исследователями в плоскость познания
-
КАК ФОРМУЛИРУЕТСЯ ГИПОТЕЗА?
-
гипотезасложный мыслительный прием, включающий процесс выдвижения предположения и его последующего обоснованиягипотезаумозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположениягипотезаразвернутое и неочевидное предположение, в котором максимально подробно изложена модель будущего научного знания В научной литературе имеются несколько определений гипотезы, делающих акценты на различных формах и сторонах ее осуществления
-
1. Как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями2. Как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое Научная гипотеза может выступать в двоякой роли
-
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не сколько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку Гипотезы в первом проявлении называютсяописательными, во втором - объяснительными
-
Пример объяснительной гипотезы
-
Этапы работы над проектом
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.