Содержание
-
Развитие патриотизма и толерантности, как один из факторов личностного роста дошкольников.
Педагога-психолога МДОУ «Детский сад № 228» Зиминой О.Г.
-
Под развитием личности принято понимать непрерывные изменения не физиологического характера, происходящие с человеком в течение жизни. С накоплением опыта формируется мировоззрение и самосознание, отношение к действительности и особенности характера. Направление и специфика этих изменений определяются под воздействием факторов личностного развития. Принято выделять две группы факторов: биологические (врожденные) и социальные (влияние окружающей среды). Биологические факторы – генетически обусловленные задатки и способности, которыми обладает человек. Это только возможность – реализация ее полностью зависит от воспитания и образования. Задача семьи, педагогов, психологов в раннем детском и дошкольном возрасте выявить эти влияния и создать все условия для совершенствования благоприятных и нейтрализации пагубных. Под социальными факторами понимают широкий спектр географического, экологического, экономического, политического, социально-педагогического воздействия на личность. Понятие «личностный рост» указывает на специфический вектор становления: движение к вершинной полноте человеческого бытия через саморазвитие, самостроительство, самопреображение.
-
Повышенный спрос на различный тренинги личностного роста среди взрослых, говорит о том, что эта тема очень актуальна в современном обществе (где довольно часто наблюдаются такие негативные явления, как жестокость, агрессивность, отчужденность), а также, что есть нужда в психологической поддержке и помощи. Личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и, в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Одним из важнейших социальных факторов, оказывающих сильное влияние на личностный рост дошкольника является развитие патриотизма и толерантности.
-
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. «Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
-
Задачи патриотического воспитания дошкольников: Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
-
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. «Основные правила толерантности»: Относиться к окружающим с уважением. Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать. Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия). Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. Все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
-
Для того, чтобы работа по развитию патриотизма и толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. 1) проведение развивающих занятий, праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; 3) русские народные подвижные игры; 4) проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица», «Рождество», в соответствии с народным календарем; 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников, праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран; 7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
-
8) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9) Знакомство с историей города, улицы, основных культурных достопримечтельностей; 10) Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим»; 11) Создание совместно с родителями, герба семьи. Работа по воспитанию у детей толерантности и патриотизма предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.
-
Для решения таких задач, как снижение конфликтности, напряженности, улучшение взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, преобладание положительного эмоционального фона, детям предлагаются следующие игры и упражнения. Игра "мировое приветствие". Приветствие детьми друг друга без слов, принятыми в различных странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони сложены перед грудью. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.
-
Игра "Я - хороший, ты - хороший" Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех. (Это упражнение можно предложить воспитателям, немного усложнив его - нужно называть положительные качества, которые начинаются на первую букву имени человека Игра «Добрый ангел» Заранее необходимо приготовить по одной карточке для каждого ребенка. Каждый участник пишет свое имя на карточке, если дети еще не могут написать свое имя, то можно использовать маленькие фотографии детей, наклеенные на карточки. Затем карточки складываются в один непрозрачный мешок. Игроки вытаскивают из мешочка по одной карточке с именем или изображением одногруппника. Имена, написанные на карточке, не произносятся. Задача каждого участника в том, что он в течение недели должен стать "добрым ангелом" для того ребенка, чье имя указано на карточке. Необходимо сделать какое-либо доброе дело, сюрприз так, чтобы не выдать себя. В конце недели подводятся итоги: Кто был твоим "добрым ангелом"? Приятно ли было принимать подарки? Сложно ли было подарки делать самому?
-
Упражнение “Договорись взглядом”. Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чем хотел сказать другой. Дети рассаживаются по кругу. Им необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда они услышат хлопок ведущего, должны поменяться местами с выбранным партнером. Надо постараться, чтобы никто не остался без пары. Игра “Не намочи ноги”. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти через болото на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, переступает на доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т. д. Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного их них сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе перебраться на берег. Дети сами ищут выход из создавшегося положения. (После игрыдети выбирают самую дружную пару).
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.