Презентация на тему "ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ"

Презентация: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ". Презентация состоит из 15 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.12 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
    Слайд 1

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (по Н.И. Гуткиной)

    Педагог-психолог 1 КК Седых Т.С. МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

  • Слайд 2

    1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребен­ку читают интересную сказку для его возраста, которую он рань­ше не слышал (см. стимульный материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испы­туемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

  • Слайд 3

    СказкаПочему зайцы зимой белые шубки носят.  Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвас­тался:— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.— Нет, одолею!—  Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:—Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.—  Давай, — согласился заяц.*Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да ска­кать взялся На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да по­ет:Князю тепло, Князю жарко!Греет, горит —Солнышко ярко!Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на де­ревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зи­мой ходят в белых шубках. *Чтение прерывается после слов: Давай, — согласился заяц.

  • Слайд 4

    2. Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника». Содержание экспериментальной беседы определено харак­терными особенностями «внутренней позиции школьника», выяв­ленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так сформированность «внутренней позиции школьника» своеобраз­но проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к ре­альной учебной деятельности (письмо, чтение, решение приме­ров и т.д.). Наоборот, в случае не сформированности этого обра­зования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности — игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д. Беседа состоит из 12 вопросов (см. стимульный материал). Ключевыми являются вопросы 2 - 8,10 - 12.Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей гово­рит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в шко­лу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу, не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка. Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познаватель­ного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О по­следнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о лю­бимых книгах. Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и на­оборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (во­прос №11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее пере­мены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

  • Слайд 5

    Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника». 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 6. Какие у тебя любимые книжки? 7. Почему ты хочешь идти в школу? 8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее? 9. Тебе нравятся школьные принадлежности? 10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему? 11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему? 12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

  • Слайд 6

    Инструкция испытуемому:  «Перед тобой лежит лист бума­ги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно та­кую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испыту­емым кладется листок с образцом домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо про­следить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следую­щее: 1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие конту­ры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно про­водит линии; 4) отвлекаемость во время работы; 5) высказыва­ния и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребе­нок сообщает об окончании работы, ему надо предложить прове­рить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем ри­сунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистриро­вано экспериментатором. 3. Методика «Домик» Методика представляет собой задание на срисовывание кар­тинки, изображающей домик, отдельные детали которого состав­лены из элементов прописных букв (см. стимульный материал). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявля­ет особенности развития произвольного внимания, пространст­венного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой мо­торики руки. Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получе­ния нормативных показателей.

  • Слайд 7

    Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На ри­сунке могут отсутствовать дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика, забор (одна или обе половины), причем 4 балла начисляются за каж­дую отсутствующую половину забора;б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь); в) неправильно измогут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем, если неправильно на­рисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть за­бора, 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображен­ную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящим из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое не­правильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штрихов­ку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопиро­вана без ошибки (иображенный элемент рисунка (2 балла). Неправильно ли наоборот), то испытуемый получает за на­рисованный забор 2 балла, если же допущены ошибки и в пра­вой, и в левой частях, то испытуемый получает 4 балла (за каж­дую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забо­ра скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если часть колечек дыма срисована пра­вильно, а часть нет, то дым оценивается 1 баллом; если часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, а часть нет, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет колечек дыма, палочек в заборе или линий в штриховке крыши;

  • Слайд 8

    г) неправильное расположение деталей в пространстве ри­сунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подве­шенным в воздухе или ниже линии основания домика; смешение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в ка­кую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком);д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданно­го направления (1 балл). Сюда относится перекос вертикаль­ных и горизонтальных линий (более чем на 30°), из которых со­стоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (располо­жение их под прямым или тупым утлом к основанию крыши вме­сто острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии;е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, ес­ли линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую невер­ную линию штриховки;ж) залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

  • Слайд 9

    Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким обра¬зом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испыту¬емым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов экс¬перимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, де¬ти 5,5 - 6 лет редко получают оценку «О» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсо-моторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 бал¬ла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

  • Слайд 10

    4. Методика «Да» и «Нет». Методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Методика является модификацией известной детской игры « «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цветов. Но именно этого по услови¬ям игры делать нельзя. Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносит слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет» (см. Стимульный материал). Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные на рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

  • Слайд 11

    Вопросы к методике «Да и нет». Ф.И.____________________возраст___________________ 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты любишь слушать сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4. Тебе нравится гулять в лесу? 5. Ты любишь играть в игрушки? 6. Ты хочешь учиться? 7. Ты любишь играть во дворе с ребятами? 8. Тебе нравится болеть? 9. Ты любишь смотреть телевизор?

  • Слайд 12

    5. Методика «Последовательность событий». Методика предложена А.Н.Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены Н.И.Гуткиной. Методика предназначена для исследования развития логичес­кого мышления, речи и способности к обобщению. В качестве экспериментального материала используем три картинки, на которых изображено наводнение в деревне (см. стимульный материал). Первая картинка(1): на крыше затоп­ленного дома сидят люди. Вторая картинка (2); за пострадавши­ми приехали люди на лодке. Третья картинка (3): лодка с людьми плывет от затонувшего дома к берегу. Перед испытуемым кладут картинки в следующем порядке (слева направо): 2-3-1. Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из карти­нок. Для этого экспериментатор поочередно показывает ему на картинках дом, людей, воду, деревья, берег, лодку, крышу затопленного дома и спрашивает, что это такое. Если ребенок пра­вильно понимает все компоненты картинок, то можно перехо­дить к эксперименту. В случае если испытуемый не понимает ту или иную деталь рисунка, например, не может понять, что на картинке № 3 торчит крыша затопленного дома, то ему следует объяснить, что это такое, и только после этого можно начинать эксперимент.

  • Слайд 13

    Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять ме¬стами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, пе¬реложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последова¬тельности картинок (приложение); 2) устный рассказ по ним. Правильно найденная последовательность картинок (1-2-3) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понима¬ние в словесной форме. Считается, что испытуемый не справился с заданием, если: 1) не смог восстановить последовательность картинок и отказался от рассказа; 2) по выложенной им самим последовательности картинок соста¬вил нелогичный рассказ; 3) выложенная испытуемым последовательность картинок не со¬ответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ре¬бенок после наводящего вопроса взрослого меняет последова¬тельность на соответствующую рассказу 4) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, без связи с остальными - в результате рассказ не получается 5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предме¬ты.

  • Слайд 14

    7. Методика «Звуковые прятки». Методика предназначена для проверки фонематического слуха. Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова со­стоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произно­сит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку пред­лагают поиграть в „прятки" со звуками. Условия игры следую­щие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове (см. стимульный материал). Предлагается искать звук «О», звук «А», звук «Ш» и звук «С». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый глас­ный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ис­пытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что иско­мый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рас­сматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука. Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считает­ся, что задание выполнено хорошо (+). Если допущена одна ошибка, то считается, что задание вы­полнено средне (±). Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено плохо (-).

  • Слайд 15
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке