Содержание
-
Презентацияпо теме : «История возникновения риторики на Древнем Востоке»
Выполнили студентки групп ИПОб-14-2 и ИПОб-14-5: Садова Екатерина, Клементьева Дарья, Орлова Дарья, Кабыкина Мария, Хрипунова Ангелина, Теревянина Александра.
-
По свидетельствам старейших культурных памятников человечества, риторика достигает высокого уровня развития не только в Древней Греции и Риме, традиционно чтимых европейской цивилизацией, но и в странах Древнего Востока: Египте, Ассирии, Вавилонии и особенно - в Индии и Китае.
-
С типологической точки зрения, очень обобщенно, можно поделить теорию речевой деятельности на три основных школы: китайскую (словарную), индийскую и грекоримскую. Каждая из этих школ отличается своеобразием построения. Восточная традиция ориентировала на жесткое следование образцу, на заучивание и воспроизведение предложенного готового текста. Старинные памятники содержат обширные своды подобных образцов. Например, в классических книгах китайской образованности - "Шу-цзин" и "И-ли" ("Обряды благопристойности") - помещены примеры речей на свадебной церемонии, на званом обеде, выступлений государственных служащих и т. п. В Древней Индии наизусть заучивалось около 30 канонических рассуждений-аргументов для их использования в споре.
-
В странах Древнего Востока речь была обычно рассчитана на более узкую аудиторию, нежели в Древней Греции и Риме. Расчет делался в первую очередь на психологические особенности человека вообще, абстрактного слушателя как такового (Древняя Индия), либо на узкий круг ценителей и собственное внутреннее чувство (Древний Китай). Неудивительно, что в Китае, где речи не имели по-настоящему широкого звучания, даже единая произносительная норма складывается в эпоху средневековья. Как следствие, развиваются особенно изысканные, утонченные, перифрастические формы словесного выражения (древнеиндийский трактат "Свет намека", древнекитайский трактат "Резной дракон изящной словесности" и др. памятники), важнейшая роль отводится художественному совершенству высказывания.
-
Риторика древнего Китая
Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем Китае. Всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств. Монархический строй, характерный для Китая, и отсутствие полисной демократии создали иные в сравнении,например, с Грецией условия публичной речи и направляли теорию речи иными путями.
-
Борьба царств и княжеств в Древнем Китае удерживала монархический строй в каждом из них. Потребность в быстрых и политических решениях удерживали у власти ученое сословие, а крестьянство, составляющее основную массу населения, обеспечивало материальные ресурсы общества. Борьба между царствами и княжествами велась за землю и за людей, привязанных к земле как средству существования. Монархии (большие и малые) стремились утвердиться в этой борьбе, что требовало от них воли и мудрости. Решения должны были быть дальновидными. Было понятно, что любое решение и действие в соответствии с ним имеет лишь временные благие результаты, которые затем обращаются в дурные последствия. Поэтому монарху требовался совет и советники, которые и предлагали, и критиковали бы решения. Каждый монарх составлял себе думу из министров и советников, которые спорили между собой по поводу проблем, предложенных монархом, и обосновывали те или иные решения. Министры и особенно советники принадлежали к ученому сословию, которое развивалось в этих условиях.
-
Такая структура государственного устройства казалась естественной и вечной. Основа этой структуры --- личность монарха, его способность принимать и проводить решения. Проведение в жизнь решения зависело от его качества, так как народ (мужики и посадские люди) в своем многолюдстве могли саботировать любое решение, не принять его открыто и взбунтоваться. Монарх жил в условиях внешних вызовов и внутренних угроз. Многие монархии и монархи погибли от этих вызовов и угроз. Поэтому особенно ценилась прозорливость решений.
-
Критерием прозорливости решений могли быть только прецеденты. Поэтому китайская культура хронологична и топонимична. О всяком событии сказано, когда и где оно произошло. Счет времени ведется двойной по годам существовани государства с основания до сегодняшнего дня и по шестидесятилетним циклам, которые, по-видимому, связаны с сроком смены поколений и сроком изменени стилей. В "тринадцатиканонье" (Шисаньцзин) имеются следующие необходимые для этого разделы: прогностика, песни народа, история (как история принятии государственных решений в виде полемики в государевых думах), государственные ритуалы и их части (государственная литургика), этика и словарь-тезаурус, дающий картину мира.
-
Песни (шицзин) нужны для того, чтобы знать, что доподлинно народ хочет и на что надеется; история дает прецеденты обсуждения и принятия государственных решений; этика --- содержание образования и воспитания общества, чем должен в первую очередь быть озабочен монарх и правительство; ритуалы --- главное средство этического воспитания, а словарь служит для нормирования языка и систематизации знаний. Таким образом, все части, характеризующие феномен речевой деятельности, отмеченные у античных греков, даны и в Древнем Китае.
-
Поскольку принятие решений происходит в ученом аристократическом кругу, требования к речам --- предельный лаконизм, умственная и эмоциональна напряженность, сдержанная страсть и ответственность за каждое слово. Такая речь требовала высочайшей умственной подготовки и ощущения возможных перемен. Отсюда прогностика занимает первое место. Кто прозорливей в своих прогнозах, тот лучше угадывает развитие стиля и, следовательно, подает лучший совет в согласовании будущих интересов монархии и народа, а значит, установлении меры справедливости в будущем. Отсюда, силы государства в его противостоянии внешним вызовам возрастают. Важнейшим инструментом управления и благополучия государства, монарха и его аристократического окружения является поддержка и развитие новых стилевых течений.
-
Стилевые течения при их поддержке монархом умиротворяют народ, народ поддерживает трон, собирается вокруг трона и тем самым укрепляется и расширяется государство. Требуется особое воспитание и самовоспитание, позволяющее стать прозорливым. Это значит умение сочетать в себе наблюдательность и солилоквию (риторику внутренней речи), дающую ясность сознания.
-
Разумеется, китайский ритор -философ, ибо риторика в такой речевой ситуации неотделима от философии и составляет с ней одно целое. А развитие стиля речи требовало усилий в поэзии, поэтому изучение поэзии и поэтическая практика составляли одну из важнейших частей подготовки философа к государственной карьере.
-
Можно написать о китайских философах : Конфуций и т.д.
-
Стиль, его компоненты, историческая уникальность и способность ко всеобщему охвату всей информационной деятельности общества составляют ядро философствовании и речевой практики Древнего Китая. А Поскольку решения принимались в ученом аристократическом кругу, требованиями к речам были: Умственная и эмоциональная напряженность Сдержанная страсть Ответственность за каждое слово Предельная краткость
-
Речевая культура Древней Индии
В отличие от Китая и Греции, где сословный строй существовал, но не был выражен формально в том, что человек своим рождением обязательно привязан к определен ному сословному состоянию, в Индии сословный строй в виде деления на касты и принадлежности человека к касте, данной ему от рождения, формировал иные условия для речевой практики
-
Существовали три основных сословия: духовное (брамины), военное (кшатрии) и остальные люди, занятые физическим трудом (шудры). Сословия не должны смешиваться в разговорах, одежде, приеме пищи и в брачных отношениях. Это делает любые проявления практической речи не всеобщими. Ситуация народного собрания невозможна, как и ситуация мирского (не монархического, формально организованного) суда. Сосредоточение умственного и, следовательно, речевого труда в касте браминов создало приоритет литургической и учебной речи перед всеми иными видами речи. Речь литургическая и учебная концентрируется на предметах, имеющих вневременную значимость. Поэтому устная и письменная речевая культура приобрела как бы вневременной характер. В отличие от китайской речевой культуры, где каждый речевой поступок фиксируется в месте и времени, в индийской культуре существует образ вневременного и внепространственного информационного бытия.
-
Индология связывает это с развитием устной речевой практики в учебной и литургической речи. Однако и ведические тексты, и философские тексты, и тексты поэтические имеют авторство и примерную датировку. Поэтому вневременной и внеместный характер информационных образов не может быть связан только с развитием устной литургической и педагогической речевой практики. Это связано, по-видимому, не столько с различиями в бытовании устной и письменной речи, сколько с характерной модальностью литургической и педагогической речи. Этот тип речевой культуры оказывается направленным на воспитание личности, на этическую сторону воспитании как главную часть духовной культуры.
-
Развитие философских учений, продолжающих индуизм и происходящих из индуизма, но выходящих из него, таких, как джайнизм и буддизм, породил ученые споры и, следовательно, диалектику. Диалектика как поиск истины привела к развитию логических доказательств. Были развиты силлогистика и правила приведения примеров как инструментов доказательства. Это решительно отличает индийский стиль философствования от китайского, где были развиты формализмы прогностики.
-
В индийском литературном эпосе, в отличие от греческого, важна не мифология, а философия, тем более, что эпос складывается во время и после становлении философских систем.На основе эпоса, в подражание ему и параллельно с ним развертывается театр и мусические искусства: танец, музыка и изобразительные искусства. Поэзия и искусства становятся в этих условиях средством образного развити философских идей за пределами ученого сословия. Индийская система искусств не может иметь характеристики поэзии, данной Горацием: "Поэзия --- искусство ловко врать".
-
Таким образом, публичная речь в Индии --- это и литургика, и театр. Эти важнейшие средства воспитания всего народа, конечно, основываются на философии и ее школах, которые ведутся как домашние школы одного учителя, обладающего знаниями и опытом. Ученая и педагогическая речь, содержание которой дается в массовых средствах воспитания (театр и литургика), напоминает по своей структуре бытовую речь, но с ученым содержанием. Школьная и ученая речь, поскольку она организова на кастой, эзотерична. Эзотерическая речь школы и литургики направлена на воспитание способностей человека. Отсюда практика различных психофизических тренировок в йоге. Эти тренировки имеют целью улавливание через живое наблюдение движений мира и выведение свойств этих движений. Так развивается прозорливость и способность мобилизовать силы души для цельного осознания картины мира и для систематического рассмотрения частей этой картины.
-
Любые виды речи, отмеченные в античности: бытовая речь, ораторство, поэзия, диалектика, ученая письменная речь, учебная речь отличаются друг от друга. Их различие состоит в том, что они имеют разные аудитории и, потому, разные задачи. Разные аудитории существуют потому, что так их установили обычай и право. Но стиль речи может привести к образованию новых аудиторий, которые будут организованы новыми обычаями и новой областью права. Соответственно нарастает новый пласт культуры и усложняется образование. Сравнение философской культуры западной и восточной античности (т.е. греческая и римская античность и индийская и китайская классика) показывает, что различие в общественном устройстве речи порождает разные типы философствования. Они были закреплены в культуре и распространены в образовании.
-
Можно мифы какие-нибудь добавить
-
Список литературы:
Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика: Хрестоматия / Сост.: В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. Минск: НТООО "Тетра Системс", 1997. С. 410–440. БерковВ. Ф., МихайловВ. А.Полемика: какеевести. Мн.: Знание, 1975. 19 с. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1151342&uri=chapt1b.htm http://www.coolreferat.com/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2 http://text.tr200.biz/knigi_mify_legendy_epos/?kniga=534734&page=1
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.