Презентация на тему "Принципы концепции безопасности жизнедеятельности"

Презентация: Принципы концепции безопасности жизнедеятельности
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Принципы концепции безопасности жизнедеятельности" состоит из 22 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2023 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Принципы концепции безопасности жизнедеятельности
    Слайд 1

    Принципы концепции безопасности жизнедеятельности

    Выполнил студент ZBT-БЖ-1-1 Самовик Андрей Александрович

  • Слайд 2

    1.Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности» 

    Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач: ·        обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе; ·        создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

  • Слайд 3

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания. Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого, цель БЖД пятиединая: ·     достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды; ·     предупреждение травматизма; ·     сохранение здоровья; ·     сохранение работоспособности; ·     сохранение качества полезного труда.

  • Слайд 4

    Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную. Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, производственные отношения К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

  • Слайд 5

    Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека. Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Биосфера – область распространения жизни на Земле. Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

  • Слайд 6

    Задачи БЖД: идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания; предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; защита от опасности; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

  • Слайд 7

    Причины возникновения дисциплины БЖД в России: Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста) Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения) Ежегодное снижение средней общей численности населения

  • Слайд 8

    По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания). Профилактика негативных факторов: Личное безопасное поведениеВыбор места жительстваСоблюдение правил и норм охраны трудаСоблюдение здорового образа жизни Коллективные меры безопасности деятельностиБезопасные условия деятельностиЗащита населения от техногенных и естественных катастрофРазработка законодательной базы в области здравоохранения Обеспечение качественного состояния среды обитанияРациональное использование ресурсов и отходовСоблюдение норм безопасности и экологичности

  • Слайд 9

    2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска

    Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» принято называть опасностями. Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. По видам источников возникновения различают опасности естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т. п. Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных и техногенных опасностей – вредных и опасных факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.) Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

  • Слайд 12

    Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом. •Природные факторы. •Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере. •Техногенные аварии и катастрофы. •Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу. •Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты. •Внутренняя среда человека. •Особые психические состояния.

  • Слайд 13

    Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам. Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Аварии – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Различают индивидуальный и социальный риски.  Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (точнее групповой) – это риск для группы людей. Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. Можно выделить 4 методических подхода к определению риска: 1)    инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности; 2)    модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.; 3)    экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов; 4)    социологический, основанный на опросе населения.

  • Слайд 16

    3. Понятие безопасности. Системы безопасности

    Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты от опасностей. Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное. Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо одновременно рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него. Сегодня реально существуют следующие системы безопасности: ·        система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; ·        система охраны природной среды (биосферы); ·        система государственной безопасности; ·        система глобальной безопасности.

  • Слайд 17

    4. Принципы и методы обеспечения безопасности

  • Слайд 18

    5. Характеристика человека как элемента системы«человек – среда обитания»

    В качестве одного из предметов изучения безопасности жизнедеятельности выступают возможности человека как элемента системы «человек – среда обитания». Человеку постоянно требуются сведения о текущем состоянии и изменениях во внешнем мире и внутренней среде организма для оценки этой информации и принятия решений по своему поведению и выработке программ дальнейшей жизнедеятельности.

  • Слайд 19

    Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС). Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели. Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов. Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

  • Слайд 20

    Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма. Рефлексы бывают условными и безусловными. Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек. В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

  • Слайд 21

    Следовательно, не существует человека, которому не угрожают опасности. Но многие люди об этом не подозревают. Таким образом, задача БЖ состоит в обеспечении общей грамотности человека в области безопасности. Человек, освоивший основы БЖ, защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

  • Слайд 22

    Список литературы:

    Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ А.С.Гринин, В.Н.Новиков. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с. Инженерная экология: учебник/под ред. проф. В.Т. Медведева. М.: Гардарики, 2002. 687 с. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности/О.Н.Русак, К.Р.Малаян, Н.Г.Занько.СПб.: Лань, 2001. 448 с. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности/Т.А.Хван, П.А.Хван. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 352 с. Боксер Э.Л. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: конспект лекций по курсу «Безопасность жизнедеятельности»/ Э.Л.Боксер, Г.В.Тягунов. Екатеринбург:УГТУ-УПИ: ПОСЦентр, 1995. 60 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке