Содержание
-
Принципы социализации, свободы и ответственности, интегральности, универсальности, благоговения перед жизнью
Чибулаева Валерия 240гр.
-
Социализация
Это процесс, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. В связи с этим объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в своем воспроизводстве и постоянном совершенствовании.
-
Свободы и ответственности
Ответственность- это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами. Неразделимы такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
-
Принципы социализации
Принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизни, физического, психического, нравственного здоровья и духовного богатства как высших человеческих ценностей. Принцип природосообразностиисходит из научного понимания единства мира, взаимосвязи природы, общества и человека, естественных и социальных процессов
-
Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Чем выше уровень благополучия (нравственного, материального, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие. Принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями; терпимое отношение к проявлениям непохожести других людей во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т.д.
-
Принцип субъектностипредполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических и др.).
-
Принцип индивидуального подхода означает признание уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей. Из этого следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга. Принцип осознанности означает признание человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), наделенного способностью к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности.
-
Принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых, профессиональных и др.) особенностей, включение его в группу социально значимой направленности, а с другой — последующую интеграцию в жизнь общества в целом; Принцип педагогического сопровождения процесса социализации означает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе задействован педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (реабилитация, коррекция и др.).
-
Принцип интегральности (предусматривает неприкосновенность психофизической целостности человека и используется в случаях, грозящих нарушением личностной идентичности на основании вмешательства в генетическую природу).
-
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды.
-
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению.
-
Положительный характер обратных связей социальной системы предполагает, что механизмы социокультурной адаптации общества строятся на разнообразии возможностей развития. В современных условиях это особенно актуально. Изменчивость, а не постоянство должна быть ведущей характеристикой поведения общества, так как именно она определяет способность социального организма к самовосстановлению и самоконтролю. Развитие мировой цивилизации должно стать более динамичным, интенсивным, вариабельным. Речь идет о ряде ключевых требований к направлению, механизмам и формам, а также качеству развития.
-
Во-первых, оно должно быть сбалансированным, учитывать не только ресурсные параметры, материально-технические и экономические факторы роста, но также социально-политические и ценностно-мировоззренческие составляющие социальной динамики. Современный цивилизационной процесс представляет собой взаимозависимое и многоаспектное развитие, в котором прогрессивные изменения одного региона имеют смысл только в том случае, если им соответствуют прогрессивные изменения в других. Динамика мировой системы как целого должна отвечать потребностям ее различных частей. Качественная трансформация материальных и идеологических подсистем общества должна быть согласованной. Поливариантностьразвития рассматривается сегодня как важнейшее условие устойчивости мировой цивилизации.
-
Во-вторых, «sustainabledevelopment» предполагает не количественный рост материальных, финансовых, демографических и информационных ресурсов, не пространственно-структурную экспансию человечества в биосферу, а переход к новому качеству роста. Это означает ориентацию развития на коэволюционный идеал отношений человечества с природным миром Земли и космическим окружением планеты. Рациональное природопользование должно опираться на научные знания о закономерностях функционирования и эволюции биосферы, основываться на научно обоснованных моделях управления биосферными процессами. Экологическая составляющая «качественного» развития предполагает создание на основе современной науки механизмов и технологий искусственного поддержания равновесия в экосистемах Земли, обеспечения прогрессивного развития биогеоценозов, поскольку количество антропогенных экосистем будет неизбежно нарастать, а естественные будут продолжать деградировать. Коэволюционная стратегия развития предусматривает комплексное решение глобальной экологической проблемы. Она направлена на обеспечение благосостояния и здоровья людей, на расширение возможностей реализации сущностных сил человека.
-
В-третьих, устойчивое развитие предполагает создание условий для справедливого распределения мирового ресурсного потенциала между процветающими странами Севера и бедными странами Юга для преодоления разрыва в уровне дохода между различными слоями населения и повышения качества жизни. Однако, речь не идет о простом перераспределении доходов, или о наращивании объема «гуманитарной помощи» народам «третьего мира».
-
Благоговение перед жизнью
Благоговение перед жизнью – это основной принцип этического учения А.Швейцера, сформулированный им в 1915 и изложенный в книге «Культура и этика» и ряде других работ. Он состоит в том, чтобы «высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой... Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
-
Принцип благоговения перед жизнью
Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, т.к. соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.
-
А.Швейцерисходит из воли к жизни как элементарного, первичного и постоянно пребывающего факта сознания: когда человек мыслит, он находит в себе не мысль, как считал Декарт, а волю к жизни, выраженную в мысли. Своеобразие сознательной воли к жизни состоит в том, что она реализуется не в качестве некоторой индивидуализации, проживания самой себя, она стремится соединиться с другой волей к жизни, преодолевая тем самым драму раздвоения воли к жизни в мире.
-
Благоговение перед жизнью – принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью. Оно страхует человека от самообольщения: так как человек не может жить, не нанося вреда другим живым существам, то он обречен на то, чтобы жить с нечистой совестью. Этика противостоит необходимости.
-
Благоговение перед жизнью имеет еще ряд других преимуществ, позволяющих, по мнению Швейцера, считать его тем основным принципом нравственного, на поиски которого была направлена вся этическая мысль. Этот принцип элементарен и исключает морализирующую софистику, позволяющую прикрывать реальное зло видимым добром; тяжесть этического решения он взваливает на индивида, обязывая его каждый раз ставить на кон самого себя, ибо «истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами». Он является источником настороженного отношения к обществу, государству, безличным институтам, берущим на себя нравственные функции.
-
Благоговение перед жизнью – больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является ее единственным принципом, т.к. задает программу жизни индивидов в форме прямых действий, не требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.