Содержание
-
Проективные методики
-
Проективные методики - это
группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающие осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.
-
Применение проективных методик предусматривает:
1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала; 2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде; 3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя; 4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов.
-
Преимущества проективных методик:
1. Ориентированы на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены. 2. Непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. 3. Неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций.
-
Недостатки проективных методик:
Не имеют строго унифицированных процедур проведения. Субъективность интерпретации. Не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.
-
Классификация проективных методов:
1. Методики структурирования, предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием. - «чернильным пятнам Роршаха», - таутофон, - тест трехмерной апперцепции (Д. Твитчел-Аллен, 1947).
-
«Тест чернильных пятен»Германа Роршаха
Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Пять изображений черно-белые, пять - цветные.
-
Этапы обследования:
1. Человеку предлагается рассмотреть каждый лист и описать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напоминает, на что похоже. 2. Исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие именно характеристики изображения обусловили предыдущие ответы. 3. Интерпретация результатов.
-
Категории анализа:
«тип переживания», аффективность, степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфика доминирующих защитных механизмов.
-
Содержание ответов обозначается следующими символами:
Н — человеческие фигуры, целые или почти целые, (Н) — человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы), (Hd) — части человеческих фигур, А — фигура животного, целая или почти целая, (А) — мифологическое животное, чудовище, карикатура, рисунок животного, Ad — части животного, обычно голова или лапы, At — внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.), Sex — ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или * указания на таз или нижнюю часть тела, Obj — предметы, сделанные людьми, Aobj — предметы, созданные из животного материала (шкура, мех), Aat — внутренние органы животных, Food — пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям), N — пейзажи, вид с воздуха, заход солнца, Geo — карты, острова, заливы, реки, Pl — растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений, Arch — архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д., Art — детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содержания; рисунок пейзажа будет N и т. д., Abs — абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др., Вl — кровь, Ti — огонь, Cl — облака. Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.
-
Таблица I
-
Таблица II
-
Таблица III
-
Таблица IV
-
Таблица V
-
Таблица VI
-
Таблица VII
-
Таблица VIII
-
Таблица IX
-
Таблица X
-
2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов. «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). 3. Методики интерпретации, предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений. «тест тематической апперцепции» (ТАТ), методики рисуночной фрустрации Розенцвейга
-
Стимульный материал ТАТ
-
-
-
Стимульный материал Розенцвейга для взрослых:
-
Стимульный материал розенцвейга для детей:
-
4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории. - методика незаконченных предложений, - «инсайт тест» (Е. Саржент, 1944). 5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества. - психодрама (Джекоб Морено, 1946). - «тест кукол» (А. Вольтман, 1951)
-
6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим. - «тест цветовых предпочтений» Люшера. 7. Графические методики, основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр. - «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), - «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948), - «тест дерева» (К. Кох, 1949), - «нарисуй человека» (К. Маховер, 1948), - «автопортрет» (Р. Бернс, 1972)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.