Содержание
-
Программа А.И Шемшуриной« Этическая Грамматика»( 1-4 класс).
-
Содержание программы
Пояснительная записка. Цель и задачи программы. Методы и приёмы работы. План реализации программы. Планируемые результаты. Используемые источники.
-
Пояснительная записка
Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма.
-
В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Как этого достичь? Необходима система воспитания этической культуры в учебно- воспитательном процессе школы. Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
-
методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий как специальный предмет- «Этическая грамматика»; повседневная педагогическая методика «этического заряда»; общеколлективная внеклассная деятельность детей с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.
-
Цель данного курса
«Этическая грамматика»: - способствовать в развитии и формировании у учащихся начальных классов нравственно- этических норм поведения.
-
Задачи программы
включать детей в творческий процесс познания этических норм;*помочь овладевать и синтезировать имеющие и получаемые учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения; формировать привычку моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;
-
Методы и приёмы работы
ситуативные беседы; Игровые практикумы; заочные путешествия; праздники; ролевые игры; сказкотерапия; творческие работы;
-
План реализации программы.
Программа рассчитана на три года обучения (1,2,3 классы начальной школы) . 1 класс. 4 раздела – 29 часов. Сроки реализации- учебный год( одно занятие в неделю).
-
Первый раздел Этика общения. Цель:привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми. Задачи: 1.Включить детей в осмысление простых этических понятий. 2.Потренировать учащихся в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения. Понятия, которые должны усвоить дети. Вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, трудолюбие, доброе дело, поступок, добрые отношения(добро), недоброе дело, недобрые отношения (зло).
-
Второй раздел. Этикет. ( Продолжить знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах). Задачи: 1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета. 2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета. Понятия , которые должны усвоить дети. Этикет, внимательность, предупредительность,воспитанность.
-
Темы раздела. 1.По правилам этикета. 2.Приглашение к столу. 3.Вот школа, дом, где мы живём. 4.Вот магазин, куда идём. 5. Дорога, транспорт, пеший путь. 6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. 7.В гостях у Вежи.
-
Третий раздел. Этика отношений с окружающими. Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека. Задачи: 1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим. 2. С помощью игровых предметов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающим.
-
Темы раздела. 1.Подари другому радость 2.От чего зависит настроение. 3.Не стесняйтесь доброты своей. 4.Мой дом- моя семья. 5.В труде человек хорошеет. 6.Все на белом свете солнышкины дети. 7.Поздравляем наших мам. 8.Со взрослыми и сверстниками. 9.Цени доверие других.
-
Четвёртый раздел. Этика отношений в коллективе. Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу. Задачи: 1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе. 2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе. Понятия, которые должны усвоить дети. Дружба, друг, товарищ, коллектив.
-
2 класс 4 раздела- 30 часов. Срок реализации программы- учебный год ( одно занятие в неделю).
-
Первый раздел. Этика общения. Цель: развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми. Задачи: 1.Расширить этический кругозор учащихся. 2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения. Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся: вежливость, её оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость;
-
Второй раздел. Этикет. Цель: расширить знания о понятии «этикет» и его содержании. Задачи: 1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни. 2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм. Понятия, которые должны усвоить дети: Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.
-
Темы раздела. 1.Премудрости дедушки Этикета. 2.За столом с дедушкой Этикетом. 3.Школьные правила этикета. 4.Когда рядом много людей. 5.Как решать семейные проблемы. 6.Чистый ручеёк нашей речи. 7.Встречаем Новый год.
-
Третий раздел. Этика человеческих отношений. Цель: расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений; совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма. Задачи: 1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся. 2.Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.
-
Темы раздела. 1.Душа –это наше творение. 2.Отворите волшебные двери добра и доверия. 3.Хорошие песни к добру ведут. 4.Вглядись в себя, сравни с другими. 5.Помоги понять себя. 6.О настоящем и поддельном. 7.Тепло родного дома. 8.Цветы, цветы- в них Родины душа. Поздравляем наших мам.
-
Четвёртый раздел. Этика отношений в коллективе. Цель: расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний. Задачи: 1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений. 2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников. Понятия, которые должны усвоить дети: Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.
-
Планируемые результаты.
При реализации программы «Этическая грамматика» планируется достижение следующих результатов : осознание детьми ответственности за свои поступки в настоящем и будущем; формирование у детей привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому; уметь предотвращать конфликтные ситуации и находить нравственное решение уже в происшедшем конфликте; сформировать задатки самоконтроля в поведении детей;
-
Используемые источники.
Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». 1 класс. Ярославль, Академия развития,2008. Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе».2 класс. Ярославль. Академия развития. .О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию».1-4 классы. Москва, «Вако», 2007. Азбука вежливости. С.Маршак. Ежели вы вежливы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.