Содержание
-
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в условиях реализации ФГОС
-
Адаптация
2 естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. «Адаптация» -термин ввел А.Уберт (немецкий психолог) «adaрtatio» - прилаживание, приспособление, приноровление.
-
Дошкольники Первоклассники
Беспечность, беззаботность, погруженность в игру, наивность Соблюдение режима дня, подчинение нормам и правилам школьной жизни 3
-
Возрастные особенности первоклассников.
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у всех 1-классников. У одних он длится 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год. 4
-
Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом.
Признаки возрастного кризиса 7 лет Повышенная утомляемость Раздражительность Перепады настроения Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем Изменения в характере (упрямство, непокорность) Изменения в самооценке 5
-
Особенности современного первоклассника :
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе. 6
-
Трудности, которые часто возникают у первоклассников.
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость. 7
-
Адаптация к школе
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами. 8
-
9
-
Уровни адаптации. Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
-
Уровни адаптации. Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
-
Уровни адаптации. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
-
9
-
Показатели адаптационных затруднений:
Недостаточная реализация личностного потенциала; Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика; Трудности в общении; Острое переживание неудач; Неадекватная самооценка; Несамостоятельность, поиск причин во вне.
-
15 Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий: 1. Организация режима школьной жизни первоклассников; 2. Создание предметно-пространственной среды; 3. Организация оздоровительно-профилактической работы; 4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период; 5. Организация внеурочной жизни первоклассников; 6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
-
Нормативные документы
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - ФГОС НОО -письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» -письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» - СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) - письмо Минобразования и науки РФ от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры». 16
-
Организация режима школьной жизни первоклассников в сентябре-октябре
1. Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов – не более 33 недель (за счет дополнительных недельных каникул во II триместре). 2. Занятия проводятся только в первую смену. Время их начала – не ранее 8 часов. Запрещается проводить уроки во второй половине дня. 3. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 ч. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры 4. В 1-м классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре–декабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь–май – по 4 урока по 45 минут каждый. 5. Для первоклассников рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; 17
-
6. Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 мин, большой перемены после второго урока - не менее 20 мин. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой. 7. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, математика), целесообразно проводить первыми или вторыми; уроки по искусству, окружающему миру, технологии целесообразно проводить третьими; уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура, ритмика и др.) целесообразно проводить последними. 8. Недопустимо введение в 1-м классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. 9. В 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Никакому (в т. ч. словесному) оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества и своеобразие психических процессов обучающихся (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). 10. В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся и домашние задания не задаются. 11. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. 18
-
Организация оздоровительно-профилактической работы
19 1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей 4. Организация рационального питания первоклассников 5. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам. 6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий
-
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников: • медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом); • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ (по мед. картам); • диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития). 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: • проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа); • витаминизация; • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и проветривания учебных кабинетов и т.д.; • соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; 20
-
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей: Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10.10.17 физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата; согласно требованиям СанПиН в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза; подвижные игры на переменах; ежедневная прогулка в группе продленного дня; внеклассные спортивные мероприятия; школьные спортивные кружки 21
-
4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает: • назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе; • выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях; • соблюдение основных принципов рационального питания: • создание благоприятных условий для приема пищи и обучение культуре поведения за столом; • 100%-ный охват первоклассников горячим питанием; 5. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам. 6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления. 22
-
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
Цели: • обеспечение психологической адаптации детей; • знакомство с основными школьными правилами; • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; • обучение элементарным приемам обратной связи; • развитие внимания, памяти, мышления, воображения; • организация классного коллектива. 23
-
Организация деятельности в рамках изобразительного искусства
24 В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественной деятельности принадлежит особая роль. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели деятельности предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: -прогулки и экскурсии с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; -виртуальные экскурсии, игры; -импровизации. Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений, способствуя снятию напряжения.
-
Организация деятельности в рамках музыкального обучения
25 Деятельность первоклассников включает в себя ярко выраженные игровые моменты. Учителем используются следующие образно-игровые приемы: -пластическое интонирование; -музыкально-ритмические движения; -свободное дирижирование; -игра на элементарных музыкальных инструментах; -разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. Эти приемы позволяют сделать деятельность первоклассников увлекательной, интересной, насыщенной разнообразными формами деятельности обучающихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
-
Организация деятельности технологии
26 проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «В гостях у природы», «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и так далее; театрализованный конкурс во время экскурсии, прогулки: «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» (импровизация).
-
Организация деятельности физической культуры
27 В течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. Игры проводятся на свежем воздухе. Используются сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д. Игры на внимание: «Карлики и великаны», «Светофор», «Тройка». На развитие быстроты «Кто быстрее», «Лисы и куры», «Кто идет». На развитие физических качеств: «Колдунчики», «Через ручеек» и т.д.
-
Особенности организации урока в 1-м классе
28 Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть. Организационный момент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение. Домашние задания в первом классе не задаются (СанПиН 2.4.2.1178-02п.10.10.10).
-
29 При составлении расписания уроков следует учитывать «ступенчатый» режим занятий с постепенным наращиванием нагрузки. Четверг или пятница являются днями учебной разгрузки обучающихся. В эти дни рекомендуется не ставить в расписание математику (если количество часов по математике – 4). Все образовательные учреждения составляют недельное расписание с учетом шкалы трудности предметов для 1-4 классов (см. СанПиН 2.4.2.2821-10).
-
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
30
-
Индивидуальная работа с первоклассниками
31 В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети, пришедшие в первый класс, бывают разными. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе: • задания разной степени трудности; • специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу; • предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.
-
Организация внеурочной жизни первоклассников
32 Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей: 1. Организация групп продленного дня. 2. Развивающие кружки по направлениям внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное: «Хореография», «Ритмика». Общеинтеллектуальное: «Умники и умницы», «Легоконструирование», «Я-исследователь». Духовно-нравственное: «Я гражданин России». 3. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.
-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
33 Работа временной проблемной группы «Адаптационный период первоклассников»; 1. Малый педсовет; 2. Взаимодействие с родителями первоклассников: -изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями в начале учебного года; -ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; -коллективные и индивидуальные консультации для родителей; -родительские собрания; -совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе. Психолого-медико-педагогический консилиум - это одно из направлений работы психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ПМПк вырабатываются рекомендации отдельным обучающимся для педагогов (в том числе учителей-предметников), родителей.
-
Процедуры диагностики первичной адаптации первоклассников
-
Изучение стартового уровня первоклассников
35 Цель: обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности; выявить индивидуальные различия между детьми. Используемые диагностические методики позволяют установить: - уровень психофизиологической зрелости детей; - особенности мотивационной сферы; - владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и, в случае необходимости, коррекцией сделанного), и уровнем ее произвольности; - интеллектуальнуюготовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого; - развитие устной речи (внешнюю характеристику, связанность); - фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями (мало, много, столько же, больше, меньше на), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.
-
Диагностические методики
36 Методика «Определение мотивов учения» (автор М.Р.Гинзбург) Методика «Графический диктант» (автор Д.Б.Эльконин) «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской) «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной) «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) «Заселение дома» (методика И.И.Аргинской) «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик) «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой) «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой) «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской) «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской) «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)
-
Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения (по Овчаровой Р.В.)
37 1. Психологическая и социальная готовность к школе: а) желание учиться в школе; б) учебная мотивация; в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; г) организованность поведения. 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: а) фонематический слух, артикуляционный аппарат; б) мелкие мышцы руки; в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость; г) координация в системе «глаз — рука»; д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).
-
38 3. Развитие познавательной деятельности: а) кругозор; б) развитие речи; в) развитие познавательной активности, самостоятельности; г) сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей); д) произвольность деятельности; е) контроль деятельности; ж) темп деятельности. Если какие-то из этих факторов не сформированы или сформированы недостаточно, то может возникнуть вероятность неблагоприятного течения периода адаптации.
-
39 Состояние здоровья. Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения. Такими показателями являются: • способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности); • способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец); • способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указанияпедагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память); • способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать; • словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).
-
Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков: Показатель интеллектуального развития – несет в себе информацию об уровне развития ВПФ, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка. Показатель эмоционального развития – отражает уровень эмоционально-экспресивного развития ребенка, его личностный рост. Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учетом новообразований кризиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний). 40
-
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
41 Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
-
42 Помещение класса делится на два пространства – игровое и учебное. Одно из них служит для сюжетных и подвижных игр в перерывах между занятиями, отражает внеклассную работу и увлечения детей. Наполнение игрового пространства во многом зависит от реальной степени подготовленности к школьному обучению конкретных детей. Другое устроено привычным образом и является основным местом разворачивания учебного процесса. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. В учебном пространстве также находятся стол учителя, центральная доска, несколько рабочих досок, на которых обучающиеся пробуют найти решение задачи и место ответственного действия ученика или учителя – это могут быть подиум, кафедра, любое выделенное и символически оформленное место.
-
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
-
Идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
-
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
-
Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова«Введение в школьную жизнь»Программа адаптации детей к школе
Цель курса: помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника»
-
«Введение в школьную жизнь» -
посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение...» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
-
Качества «идеального ученика»:(выбрать 2-3 позиции)
Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению. Хорошая память. Сообразительность. Любознательность. Развитое воображение. Начальные навыки чтения, письма, счета. Физическая ловкость, ручная умелость. Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу) Организованность, аккуратность. Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.Другое:………………
-
Приоритетные ценности:
эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества
-
Учебное сотрудничество со взрослым:
Учебное сотрудничество - договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети. Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и «неправильным» (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое. НОРМА — это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы. Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты. Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребенок-взрослый, но и отношения ребенок-ребенок. При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки.
-
Характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым:
оно несимметрично — ребенок не имитирует взрослого; оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий; ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания.
-
Группа совместно работающих детей
Чтобы детский спор был содержательным собеседники должны уметь по крайней мере следующее: формулировать свою точку зрения; выяснять точки зрения своих партнеров; обнаруживать разницу точек зрения; пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
-
Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения следующим образом:
предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения; возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
-
Принципы приемов обучения детей оцениванию:
Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка. Оценка не должна носить обобщающий характер. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.). Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
-
Содержание курса
День первый Знакомство, режим дня школьника, схема класса. День второй Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я», оценка. День третий Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка.
-
День четвертый Отработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки. День пятый Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных. День шестой Отработкой знаков «+», «-», «?», групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.
-
День седьмой Адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. День восьмой Отработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее. День девятый Критерии оценки, точка зрения оценивающего. День десятый Праздник «Посвящение в ученики».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.