Презентация на тему "ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ"

Презентация: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ" состоит из 32 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ
    Слайд 1

    ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ

    Семантический дифференциал

  • Слайд 2

    ПСИХОСЕМАНТИКА

    Психосемантикаизучает психологическое восприятие человеком: значений, смысловразного рода объектов (понятий, знаков и знаковых выражений), процесса интерпретации им этих объектов.

  • Слайд 3

    Направления психосемантики

    В нее входят разные направления, в определенной мере отличные друг от друга и по решаемым задачам, и по подходам к их решению: метод семантического дифференциала (СД), метод репертуарных решеток [Дубицкая, Ионцева, 1997; Тарарухина, Ионцева, 1997; Толстова, 1997; Франселла, Баннистер, 1986] другие подходы [Баранова, 1993-1994; Петренко, 1983, 1988; Качанов, Шматко, 1993; Шмелев, 1983]).

  • Слайд 4

    ЗАДАЧИ ПСИХОСЕМАНТИКИ

    Одна из основных задач психосемантики– построение семантического пространства, т.е. нахождение системы тех латентных факторов, в рамках которых респондент "работает", так или иначе оценивая какие-либо объекты. Семантическое пространство по существу является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация, сравнение и т.д.

  • Слайд 5

    СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

    Одна из основных задач психосемантики - построение так называемого семантического пространства, т.е. нахождение системы тех латентных факторов, в рамках которых респондент "работает", так или иначе оценивая какие-либо объекты. Необходимо подчеркнуть, что респондент, как правило, не дает себе отчета в существовании этих факторов. Семантическое пространствопо существу является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация, сравнение и т.д.

  • Слайд 6

    ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА

    "Особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию" [Ядов, 1995, с.190]. Наряду с методом СД к проективной технике относят и другие процедуры: метод незаконченных предложений, изучение разного рода ассоциаций респондентов по поводу заданного стимула и т.д. [Соколова, 1980; Ольшанский, 1994, с. 111-112; Ядов, 1995, с. 190-193].

  • Слайд 7

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ - 1

    Метод СД направлен не только на поиск семантического пространства и анализ лежащих в его основе факторов, но и на изучение взаимного расположения объектов в этом пространстве (т.е. различий в восприятии объектов рассматриваемым респондентом). Для социолога круг задач, решаемых с помощью СД, более широк - его интересы требуют нахождения: усредненных показателей соответствующего рода; выделение типов людей, обладающих сходным восприятием рассматриваемых объектов.

  • Слайд 8

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ - 2

    Основой психологической теории, на которой базируется метод СД, служат понятия "значение" и "смысл". Этим понятиям, а также их различению уделяется огромное внимание в психологической, психосемантической, психолингвистической литературе [Дридзе, 1984; Леонтьев, 1974, 1983; Ольшанский, 1994; Соколова, 1994]. Оба понятия отражают общественный опыт, усваиваемый индивидом. Но первое отвечает коллективному опыту людей, а второе - опыту отдельного субъекта. Первое в большей мере соответствует классификации когнитивного характера (логике ума), а второе - аффективного (логике чувств). Однако в обеих можно выделить и когнитивный, и аффективный компоненты. Нас в основном будет интересовать эмоциональная сторона смыслов, приписываемых респондентами тем или иным объектам.

  • Слайд 9

    Семантический дифференциал: Постановка задачи Осгудом

    Метод СД был предложен группой американских психологов во главе с Ч.Осгудом в 1957 г. [Osgoodandal., 1957; Semantic:, 1969]. На русском языке описание метода СД можно найти в [Осгуд, Суси, Танненбаум, 1972; Осипов, Андреев, 1977; Ядов, 1995]. Обзор лежащих в том же русле подходов - в [Родионова, 1996]. Предложив метод СД, его авторы предложили тем самым операциональный способ «улавливания» столь тонкой материи, как эмоциональная сторона смысла, вкладываемого индивидом в рассматриваемые объекты.

  • Слайд 10

    ЦЕЛИ МЕТОДА СД: 1-2

    1) раскрытие аффективных компонент смыслов, вкладываемых людьми в те или иные объекты (явления, понятия); 2) выявление тех факторов, которые определяют смысловую значимость объектов для каждого человека; пространство, образуемое этими факторами, и является тем самым семантическим пространством, в которое респондент как бы помещает объект, оценивая его каким-либо образом;

  • Слайд 11

    ЦЕЛИ МЕТОДА СД: 3-4

    3) определение различий в восприятии человеком разных объектов; собственно, возможность решать именно эту задачу и дало наименование рассматриваемому методу: речь идет о различии (дифференциале) объектов в семантическом пространстве; 4) выделение типов людей, имеющих сходную картину изучаемых смыслов, сходные психосемантические пространства; соответствующие усредненные смыслы интерпретируются как значения объектов для субкультуры, отождествляемой с рассматриваемым типом людей.

  • Слайд 12

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДА СД

    Как получить невербальную информацию вербальными методами? Осгуд использовал следующую терминологию: вместо «личностный смысл» Осгуд пользовался достаточно близким понятием «коннотативное значение», противопоставляя его денотативному. при этом он полагал, что денотативное отражает объективный аспект познания, а коннотативное - субъективные, индивидуальные ценности. коннотативные признаки метафоричны по своей природе. Они характеризуют восприятие субъекта, а не описывают объект оценки. именно коннотативные признаки служат основой модели, реализованной в методе СД.

  • Слайд 13

    Пример метафор

    Оценивая какого-либо человека, мы можем анализировать, является ли он умным или глупым, толстым или тонким и т.д. Это - денотативные признаки (человек действительно обладает соответствующими качествами в буквальном их смысле; хотя наша оценка может быть субъективной: скажем, мы можем необъективно оценить умственные способности человека). А можем выяснить, является ли тот же человек мягким или твердым, горячим или холодным и т.д. Ясно, что при этом мы не будем иметь в виду измерение жесткости по известной шкале твердости Мосса (у всех людей твердость в этом смысле одинакова), а измерение температуры - с помощью градусника (все имеют температуру 36,6). Значит, в этом случае мы имеем дело с коннотативнымипризнаками. Метафора налицо.

  • Слайд 14

    СИНЕСТЕЗИЯ

    Предложенный Осгудом подход опирался на изучение явления синестезии (синестезиса) - мышления по аналогии, возникновения одних чувственных восприятий под воздействием других. Процесс синестезии знаком каждому человеку. Под влиянием определенных наборов звуков (музыкального произведения) у человека возникают определенные зрительные представления, знакомый запах может внезапно вызвать из памяти знакомую звуковую или зрительную картину и т.д. Явление синестезии отражается в любом языке: мы говорим о горячем сердце, твердом характере и т.д.

  • Слайд 15

    Система коннотативных признаков

    смысл (точнее, его эмоциональный компонент), вкладываемый человеком в то или иное понятие, может обнаружиться, если этот человек укажет на положение рассматриваемого понятия в системе некоторых коннотативных признаков. Например, пытаясь выявить истинное ("смысловое", точнее эмоционально-смысловое) отношение респондента к тому или иному политическому лидеру, можно спросить, каким ему представляется этот лидер: теплым или холодным, пушистым или колючим и т.д.

  • Слайд 16

    Множество коннотативных признаков рассматривается как система: только вся совокупность ответов респондента на все вопросы предлагаемой анкеты может говорить: о смысле объекта для респондента, о положении этого объекта в соответствующем семантическом пространстве. О различии же объектов может говорить только вся совокупность различий по отдельным координатам этого пространства.

  • Слайд 17

    Осгуд полагал, что, выделяя какой-либо объект из окружающего мира, определяя свое к нему отношение, каждый человек пользуется системой биполярных признаков. Отсюда - предложение строить систему коннотативных признаков в виде пар полярных терминов, каждый из которых отвечает одному концу соответствующего признаку психологического континуума, или, как мы будем говорить, одному полюсу признака.

  • Слайд 18

    Техника СД

    Исследователя интересует аффективная составляющая смыслов, придаваемых респондентами некоторым объектам. Составляется множество пар терминов (Осгудом было придумано несколько сот таких пар), каждая из которых отвечает некоторому коннотативному непрерывному признаку(термины из соответствующей пары отвечали его полюсам): горячий - холодный, хороший - плохой, грязный - чистый и т.д. Диапазон изменения каждого такого признака разделяется на 7 частей, тем самым признаку ставится в соответствие семизначная шкала.

  • Слайд 19

    Пример выражений и шкальных значений для пары «светлый – темный»

    не обязательно осуществлять все расшифровки пунктов шкалы, не обязательно использовать именно названные числа: можно брать числа от 1 до 7 и т.д. иногда можно изменить количество градаций: скажем, прибегнуть к пятибалльной шкале. при достаточно большом количестве используемых градаций предположение об интервальности задействованных шкал может быть вполне допустимым.

  • Слайд 20

    Пример шкал, используемых в методе СД: Исследование аффективной составляющей социальной идентичности личности

  • Слайд 21

    ОСОБЕННОСТИ ДАННЫХ МЕТОДА СД

    Полученная с помощью метода СД информация, будучи компактно размещенной в пространстве, образует трехмерный параллелепипед, осям которого отвечают соответственно респонденты, объекты, шкалы. Если мы опрашивали 500 человек, давали им для оценки 20 объектов и каждый из объектов просили оценить по 50 шкалам, то упомянутый параллелепипед будет иметь размерность 500х20х50. Традиционная структура данных – матрица «объект-признак»факторный анализ. Что делать с третьим измерением?

  • Слайд 22

    Первая задача Осгуда а)

    мы можем рассмотреть данные, отвечающие одному респонденту. Они образуют матрицу именно нужного вида: ее строки отвечают оцениваемым объектам, столбцы - шкалам. Ясно, что найти глубинные факторы, определяющие восприятие рассматриваемым индивидом изучаемых объектов, можно с помощью факторного анализа. Он даст нам возможность отыскать те скрытые пружины, которые объясняют связи между шкалами. Каждый фактор будет отвечать "пучку" коррелирующих друг с другом шкал.

  • Слайд 23

    Заслуга Осгуда

    Применяя факторный анализ к матрицам данных для разных респондентов, предлагая им для оценок разные объекты, используя разные шкалы, Осгуд получал одни и те же факторы. Он назвал их: оценкой (за этим фактором стояли такие шкалы, как "красивый-некрасивый", "хороший-плохой" и т.д.), силой ("сильный-слабый", "большой-маленький" и т.д.) активностью ("активный-пассивный", "быстрый-медленный" и т.д.). Осгуд эмпирически обосновал то положение, что названные три фактора являются основой семантического пространства любого человека.

  • Слайд 24

    Первая задача Осгуда: б)

    б) Избавиться от трехмерности нашего параллелепипеда можно не только путем рассмотрения одного респондента. Можно усреднить величины, полученные от разных людей, и далее описанным выше способом работать как бы с одним "усредненным" респондентом. Усреднение данных по достаточно большой и социально значимой совокупности респондентов во многих случаях можно считать переходом от аффективной стороны смыслов к аффективной стороне значений рассматриваемых объектов.

  • Слайд 25

    Вторая задача Осгуда

    Разработка способа определения относительной ценности для рассматриваемого человека разных объектов. Определить различие в восприятии нашим респондентом каких-либо объектов можно, если рассмотреть объекты как точки отвечающего этому респонденту семантического пространства и определить расстояния между ними. Сделать это можно, если после проведения факторного анализа рассчитать для каждого оцениваемого объекта значения найденных факторов. Близость между объектами обычно рассчитывается традиционным образом - используется так называемое "евклидово расстояние".

  • Слайд 26

    Таблица. Пример таблицы, задающей значения латентных факторов для трех оцениваемых респондентами объектов

  • Слайд 27

    Практическое использование техники СД

    методики ГОЛ (групповой оценки личности) Пример: Предположим, требуется определить, кто из трех претендентов - Иванов, Петров или Сидоров - имеет больше оснований занять некую руководящую должность. Мы прибегаем к экспертному опросу. Просим экспертов оценить претендента Иванова по каждой из семибалльных шкал, задаваемой, как и в СД, двумя полюсами специально подобранного континуума: компетентный - некомпетентный, демократичный - авторитарный, решительный - нерешительный и т.д. Затем вычисляем средние оценки, приписанные экспертами по каждой шкале. Получаем, скажем, что претендент Иванов имеет средний балл по шкале компетентности, равный 2,8-, а по шкале демократичности - 1,4. А Петров - соответственно, 0,4 и 2,2. И уже дело нанимателя решить, кто ему больше подходит - компетентный Иванов или демократичный Петров.

  • Слайд 28

    2. Типы задач, решаемых с помощью анализа двумерной матрицы

  • Слайд 29

    3. Использование техники СД для изучения психологических характеристик респондентов на основе анализа профилей

  • Слайд 30

    Подводя итоги

    Использование СД дает возможность осуществить сближение "мягкого" и "жесткого", "качественной" и "количественной" сторон измерения: рассматриваемый метод предполагает жесткую процедуру опроса. Эта процедура может быть реализована на больших массивах респондентов. адекватность информации, получаемой с помощью техники СД, определяется адекватностью модели восприятия.

  • Слайд 31

    АДЕКВАТНАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ

    а) в качестве "точки опоры" используется понятийная пара "смысл-значение"; предполагается поиск глубинного смысла, который вкладывает респондент в оцениваемые объекты; б) обосновывается, что респондент мыслит признаками и что эти признаки биполярны; показывается, что биполярность лежит в основе восприятия реальности человеком и, в частности, в основе формирования в его сознании смыслов различных окружающих человека понятий; в) используются метафорические суждения, которые более адекватно отражают истинное мнение человека, чем "протокольные" суждения; г) модель восприятия носит системный характер; систему образует набор двуполюсных шкал; о системе мы говорим потому, что только множество значений всех признаков вместе характеризует отношение респондента к объекту; свойства совокупности признаков в этом смысле не сводятся к сумме свойств отдельных признаков (именно с этим обычно связывают понятие системы).

  • Слайд 32

    «МЯГКОСТЬ» «ЖЕСТКОЙ» ПРОЦЕДУРЫ ОПРОСА

    В разработку конкретной процедуры опроса обычно вкладывается много "мягкости": это и раскрытие терминов "смысл" и "значение" применительно к рассматриваемым объектам и культурной ситуации, и подбор шкал вместе с уточнением наименований их полюсов, и творческое использование аппарата факторного анализа.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке